С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Юрий Носков

СКАЗАНИЕ О БЕЛОВОДЬЕ

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ БЕЛОВОДЬЯ

3.1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ

Опытный садовник в общественном парке

дорожки не сразу прокладывает, а сначала

посмотрит, какими путями людям удобнее

ходить, там и обустраивает их.

/народная мудрость/

Россия является самодостаточным полюсом-цивилизацией мирового уровня, вне зависимости от того войдут какие-то страны в региональное объединение с ней или нет.

Малые страны не могут быть самостоятельными на глобальном уровне принципиально. Только вхождение таких стран в объединения исключительно с соседями даёт им шанс стать частью жизненного пространства, а не инструментами в чужой игре. Так что у республик бывшего СССР имеется насущная потребность в единении с Россией, для них это является во многом вопросом выживания и сохранения своей идентичности. То есть объединение больше нужно им, чем России, которая в свою очередь заинтересована в дружественном окружении и недопущении появления враждебных анклавов у своих границ.

С другой стороны молодые государства не хотят вновь оказаться под жёстким управлением из Москвы. Поэтому и востребована мягкая (горизонтальная) форма единения, не требующая передачи суверенитета надгосударственным органам. Нужна и различная степень интеграции - от самой тесной в ядре, до ассоциированного членства на периферии.

Современная региональная интеграция оформлена в виде нескольких организаций. Главный общественно-политический уровень олицетворяет СНГ, в рамках которого действует экономическая структура ЕЭП и структура обеспечения безопасности ОДКБ. Органы объединения выполняют исключительно исполнительные и координационные функции.

При отсутствии надгосударственных структур СНГ роль представителя объединения на мировом уровне может быть специальным соглашением предоставлена России, учитывая её мировой статус и общий вес в объединении.

3.2 СНГ - СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР. Эту дату и можно считать днём рождения СНГ. Членами Содружества являются страны, ратифицировавшие Устав организации. Правопреемником СССР на мировом уровне стала Россия.

Содружество Независимых Государств, возникнув как механизм цивилизованного развода республик бывшего СССР, оказалось вполне жизнеспособным. При этом само название, точно отразившее желание молодых государств быть вместе, но при этом жить не в коммунальной квартире, очень сухое. Так что предлагается как его наполненный смыслом синоним использовать образ Беловодья.

Заявленная концепция СНГ при разумном её оформлении способна стать надёжной основой для регионального единства, сделать СНГ привлекательным не только для бывших республик СССР, но и для ряда соседей, не входящих в региональные объединения. Однако мягкая форма требует и соблюдения определённых общих правил. Одним из важнейших требований здесь бесспорно должно стать условие единой командной игры на мировой арене.

СНГ как организация, являющаяся коконом ещё для двух других структур (ЕЭП и ОДКБ), определяет политический и гражданский уровень регионального объединения. Именно эта организация и представлена главами государств, а также служит площадкой межпарламентского общения. На этом же уровне осуществляется координация во всех сферах общественной жизни, налаживание образовательного, научного и культурного сотрудничества.

Учёт реальных условий, географии и истории стран СНГ требует различных подходов к участию их в региональном объединении. Так что было бы полезно предусмотреть три уровня интеграции, с систематизацией данного вопроса в Уставе СНГ. Первый уровень предусматривает подписание и ратификацию всех базовых соглашений СНГ. Это и будет ядро организации. Второй уровень позволяет выборочное участие лишь в ряде соглашений. Такие страны будут периферийными членами. Третий уровень представляется ассоциированными членами, как этап перехода к более тесной интеграции.

За прошедшие годы в рамках СНГ и других региональных структур было принято большое число всевозможных соглашений и конвенций. При этом многие из них дублируют друг друга или пересекаются, имеются и противоречия. Чрезвычайно низка исполнительская дисциплина по этим соглашениям. Возможно, что пришло время навести здесь порядок, упорядочив нормативную базу регионального сотрудничества. Можно было бы оставить в рамках СНГ политические, общественные и гражданские вопросы, передав экономические соглашения на уровень ЕЭП, а все соглашения по безопасности на уровень ОДКБ. Соглашения же, утратившие актуальность, денонсировать. Это будет первым шагом к тому, чтобы подписанные договоры в будущем неукоснительно соблюдались.

Высшим органом СНГ является Совет глав государств, который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Собирается на заседания он два раза в год. Все решения в Совете принимаются на основе консенсуса. Председательство в Совете поочерёдное в порядке русского алфавита названий государств — участников Содружества.

Сотрудничество законодателей стран СНГ реализуется в рамках Межпарламентской ассамблеи, которая участвует в разработке правовых основ СНГ, ведёт работу по приведению законодательств стран СНГ в соответствие с принятыми Соглашениями. В дальнейшем имело бы смысл передать в ведение этого органа и принятие бюджета СНГ. В каждом из парламентов стран Содружества имеются комитеты по СНГ, общий их состав в будущем и может стать Парламентом СНГ, что может упростить работу и снять многие противоречия.

Всю организационно-техническую работу в рамках СНГ призван выполнять Исполнительный комитет, подчинённый Совету глав государств СНГ. Именно эта структура готовит большинство мероприятий Содружества, обеспечивает исполнение бюджета СНГ, финансируя проекты и учреждения, осуществляющие общую работу, такие, например, как телерадиокомпания "Мир", Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества и другие.

Очень важную роль в налаживании живой и слаженной работы Содружества Независимых Государств может сыграть новый орган в рамках СНГ, созданный по образу и подобию Общественной палаты России. Он мог бы состоять из людей, хорошо известных и уважаемых в странах Содружества и взять на себя роль идейно-смысловой палаты СНГ. Начальную часть этой организации могут назначить главы государств, они затем коллегиально выберут остальной её состав.

3.3 ЕЭП СНГ - ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СНГ

Экономика региона весь период, прошедший с момента роспуска СССР, оставалась основным объединительным фактором, не взирая ни на какие политические перипетии. И это не удивительно, учитывая то, что хозяйственный комплекс СССР создавался как единое целое, резать пришлось по живому.

Оформление экономической интеграции с 1991 года претерпело множество трансформаций. Сначала вся работа велась непосредственно в рамках оргструктуры СНГ, затем в 1995 году создан Таможенный союз, который в 2000 году трансформировался в ЕврАзЭС. В 2007 году подписан договор о формировании единой таможенной территории и создании нового Таможенного союза. К 2012 году завершено формирование и ещё одной организации - Единого экономического пространства (ЕЭП).

В развитие ЕЭП был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), призванный поднять экономическую интеграцию на новый уровень. Он заработал с 1 января 2015 года. В рамках этой организации кто-то даже предполагает какие-то надгосударственные органы создавать. Однако страны СНГ не хотят расставаться с суверенитетом. И тут просматривается две тенденции. С одной стороны видны потуги определённых сил в России восстановить единый монолитный Союз с управлением из Москвы, что совсем не устраивает участников организации. С другой стороны, что очень настораживает, контроль над ЕАЭС явно пытается прибрать к рукам одна из западных надгосударственных структур. Так что никакого реального проку от ЕАЭС не просматривается.

Гораздо перспективнее будет развивать экономическую интеграцию под политическим зонтиком СНГ. При этом из организационных структур предшествующего периода наиболее точно по названию подходит ЕЭП, нужно лишь добавить к нему аббревиатуру СНГ. Получится - Единое экономическое пространство СНГ. Переход к этой схеме предельно прост - достаточно на очередном саммите ЕАЭС переименовать этот союз в ЕЭП СНГ и всё сразу встанет на свои места, примет концептуально законченный вид. На этом же саммите ЕАЭС в уставе организации можно будет поменять не только её название, но и какие-то пункты, отражающие общие организационные вопросы.

Такая концепция ЕЭП СНГ автоматически предполагает, что участниками организации могут стать лишь члены СНГ. Это в свою очередь позволяет перенести сюда с уровня СНГ Совет глав правительств. Порядок его работы на начальном этапе можно оставить без каких-либо изменений.

Для ЕЭП СНГ, как и для политического уровня СНГ, целесообразно в Уставе организации предусмотреть три уровня интеграции. Первый уровень - это страны с общей таможенной территорией, это ядро организации. Второй уровень - частичное участие, по отдельным экономическим секторам, например, железнодорожный транспорт, связь, авиация и так далее. Третий уровень - ассоциированное членство, предусматривающее преференции в торговле и участие лишь в отдельных соглашениях организации.

В дальнейшем с уровня СНГ на уровень ЕЭП СНГ можно было бы передать все экономические структуры организации: Экономический совет, Статистический комитет и так далее. А возможности перенесённого сюда Экономического суда СНГ стоило бы существенно расширить, сделав его полноценным Арбитражным судом, который мог бы рассматривать не только экономические споры между государствами-участниками ЕЭП, но и стать высшей арбитражной инстанцией в спорах по межгосударственным договорам хозяйствующих субъектов.

Наиважнейший нерешённый вопрос экономической интеграции - валютно-финансовый. Неоднократно поднимались вопросы введения единой валюты и взаиморасчётов без использования внерегиональных валют. К сожалению решение не найдено до сих пор. При мягкой форме интеграции введение единой валюты невозможно принципиально. Поэтому можно предложить иной вариант. Стоит обязать предприятия стран ЕЭП СНГ во взаимных расчётах использовать только валюты стран-участниц, причём только тех из них, кто создаст соответствующий механизм для этого. Координацию расчётов мог бы взять на себя Клиринговый центр ЕЭП СНГ и перенесённый сюда Финансово-банковский совет СНГ. Не нужен и какой-то специальный банк ЕЭП СНГ, гораздо проще и эффективнее определить специальным соглашением ряд уполномоченных банков стран-участниц Содружества.

В заключение хотелось бы обратить внимание на один интересный объект в Москве - ВДНХ (Выставку достижений народного хозяйства). Там имеются павильоны всех стран СНГ и много чего ещё интересного. ЕЭП СНГ могло бы активно задействовать этот объект в своей работе, разместив там какие-то свои структуры. Подобные объекты могли бы появиться и в других странах Содружества.

3.4 ОДКБ СНГ - ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СНГ

Вопросы региональной безопасности на территории бывшего СССР призвана решать ОДКБ. Начало эта организация берёт от заключенного в 1992 году Договора о коллективной безопасности, который вступил в силу в 1994 году. В 2002 году на его основе была создана полноценная Организация Договора о коллективной безопасности со своим Уставом.

Назначение ОДКБ сформулировано вполне определённо - укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.

В настоящее время организация существует сама по себе, никак не соотносясь в другими интеграционными проектами. Если же к её названию добавить аббревиатуру СНГ, то автоматически будут сняты дублирующие функции и многие концептуальные противоречия. При такой схеме лидеры стран СНГ, собираясь два раза в год на свои встречи, могут решать принципиальные политические вопросы. Частные же вопросы экономического сотрудничества возьмёт на себя ЕЭП СНГ, а выстраивание пространства региональной безопасности - ОДКБ СНГ. Соответственно только страны СНГ смогут стать членами этой организации.

Другим важным ограничением участия стран региона в Организации Договора о коллективной безопасности СНГ может стать условие недопустимости нахождения на их территории каких-либо военных и других специальных объектов спецслужб стран, не входящих в организацию.

Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности, состоящий из глав государств. С учётом упорядочения регионального сотрудничества в рамках СНГ, Совет можно было бы формировать из секретарей Советов безопасности стран-участниц. Исполнительные функции ОДКБ выполняет Секретариат во главе с Генеральным секретарём.

Для региональной Организации по безопасности, как и для СНГ, ЕЭП СНГ, стоило бы предусмотреть в Уставе три различных уровня участия. Ядро организации будет состоять из стран, принявших все базовые соглашения, какое-либо внешнее нападение на кого-то из участников, означает нападение на всех (принцип коллективной обороны). Второй уровень может предусматривать частичное участие по ряду направлений, например, антитеррористическая деятельность, преодоление чрезвычайных ситуаций и т.д. Третий уровень - ассоциированное членство, как переходный этап к более тесному сотрудничеству в сфере безопасности.

ОДКБ с момента своего образования ориентировалась в основном на оборону. В дальнейшем, не ослабляя внимания к военно-оборонному сотрудничеству, стоило бы в рамках организации перекрыть все сферы безопасности. Это и антитеррористическая деятельность, преодоление стихийных и техногенных катастроф, и безопасность на транспорте, энергетике, и борьба с эпидемиями и эпизоотиями, и много других важных сфер. Создавать какие-либо специальные подразделения на надгосударственном уровне совершенно ни к чему. Необходимы лишь Советы глав соответствующих силовых ведомств стран-участниц, да небольшие отделы по направлениям в рамках исполнительного Секретариата. Такая структура вполне способна обеспечить координацию борьбы с текущими вызовами. А при возникновении серьёзных проблем, учитывая несоизмеримый вес и возможности стран, руководство их преодолением всё равно придётся брать на себя России. В этом случае Совет и Секретариат ОДКБ СНГ вполне способны обеспечить посильное участие других стран организации в преодолении таких проблем.

При выстраивании системы коллективной региональной безопасности необходимо учесть и все ошибки, допущенные когда-то в рамках Варшавского договора. Не должно быть никакого принуждения стран, которое через какое-то время неминуемо оборачивается ещё большими проблемами. ОДКБ СНГ это организация по безопасности, а не военный блок, так что не должно быть и никакого участия её в решении задач вне территории Организации. Коллективный адекватный ответ может быть лишь на внешнюю агрессию.