Борис Кушхов

"БАКИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ" И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

15 марта 2024 года главы внешнеполитических ведомств Турции, Грузии и Азербайджана встретились в Баку. Основным итогом трёхсторонних переговоров стало подписание так называемой «Бакинской декларации», в которой стороны определили основные направления развития сотрудничества.

Встреча состоялась на полях XI Глобального Бакинского форума «Восстановление раздробленного мира», в работе которого приняли участие делегации из более 70 стран.

Особое внимание в Декларации было уделено всестороннему продвижению «Среднего коридора» — континентального мультимодального транзитного маршрута, призванного соединить крупнейшие экономики континента – ЕС и КНР через государства Центральной Азии и Закавказья, а также Каспийское море. Стороны договорились об ускорении темпов реализации данной инициативы.

Для более полного понимания значения «декларации» представляется необходимым определить Центральноазиатский фактор в подписании этого соглашения, а также транспортно-инфраструктурном партнёрстве Турции, Грузии и Азербайджана в целом. В этой связи стоит отметить успехи визита в Баку президента Казахстана К-Ж. Токаева, который завершился за два дня до подписания упомянутого выше документа. Стороны достигли ряда договорённостей, значимых для двустороннего транспортного взаимодействия – а именно Соглашение о взаимном признании профессиональных дипломов членов экипажей морских судов, Соглашение о стратегическом партнерстве между АО «Самрук-Казына» и Азербайджанским инвестиционным холдингом, а также Соглашение о поэтапном увеличении объемов транзита казахстанской нефти через территорию Азербайджанской Республики.

Этой встрече предшествовало открытие в начале марта 2024 года казахстанского транспортного терминала в китайском Сиане, а также переговоры между Казахстаном и КНР конца 2023 года, в ходе которых стороны достигли взаимопонимания по вопросам развития трансграничных транспортных магистралей. Примечательным является и форум Global Gateway, который состоялся в Брюсселе в самом конце 2023 года, в ходе которого ЕС проявила интерес к развитию транзитного потенциала Казахстана.

Очевидно, что развитие транспортно-инфраструктурных проектов в Центральной Азии (в особенности магистралей Восток-Запад) оказывает прямое влияние на продвижение аналогичных инициатив Азербайджана, Турции и Грузии. Впрочем, подобная закономерность действует и в обратную сторону. Именно по этим причинам развитие контактов Баку с Астаной представляется важным залогом успеха тех начинаний, которые были намечены в «Бакинской декларации».

Вместе с тем, кажется, что объединять трёхсторонний проект с конкретной инициативой в Центральной Азии не представляется выгодным: Казахстан и Узбекистан активно продвигают с КНР схожие по функциональному значению и частично альтернативные друг другу проекты. Следовательно, если одна из этих стран будет приглашена в «Средний коридор» Анкары, Баку и Тбилиси, то вторая (в особенности если сделать выбор в пользу Казахстана) будет вынуждена переключиться на проект, альтернативный уже самому «Среднему коридору» — в частности, на создание «Южного коридора». Его продвижение в настоящее время не такое динамичное – его потенциальные участники в лице Ирана и Туркменистана куда менее активно участвуют в транзитных переговорах, чем Казахстан, Узбекистан и Азербайджан. Однако свой потенциал он по-прежнему сохраняет. Более того, на «другом конце» завязанных на Узбекистане проектах также наблюдаются заметные успехи: так, КНР, Узбекистан и Кыргызстан активно обсуждают детали реализации трёхсторонней транзитной магистрали.

Именно поэтому в настоящее время к трёхсторонним переговорам не подключают те или иные страны Центральной Азии, а договариваются с ними в рамках двусторонних консультаций, в которых связующим звеном всё чаще выступает Баку. Отметим, что подобное наблюдается даже при весьма очевидном перевесе Казахстана над Узбекистаном в выстраивании партнёрских отношений с Азербайджаном.

В итоге, мы получаем ситуацию, в которой трёхсторонняя инициатива де-юре развивается отдельно от центральноазиатских проектов, а де-факто тесно взаимосвязана с ними. Именно по этой причине изучение политико-экономических процессов в Закавказье всё больше требует от её исследователей внимания к аналогичным процессам в Центральной Азии.

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

08.04.2024