Александр Сваранц

ГОРСКИЙ ФАКТОР В АНТИРОССИЙСКИХ ИГРАХ ТУРЦИИ...

С конца XVIII в. Османская империя, а затем и Турецкая Республика стали использовать исламский фактор на Северном Кавказе для нейтрализации естественного хода русской истории на юг, ограничения выхода Российской империи к южным (Черному и Каспийскому) морям и на Кавказ. После блистательных побед русской армии над Персией в первой четверти ХIX в., турки понимали, что освободительная миссия России в отношении христиан армян и грузин приведет к новой кавказской войне с Высокой Портой.

Подобного геостратегического усиления России на юге опасалась не только Османская империя, но и покровительствующая ей Англия. Именно поэтому Лондон через Стамбул использовал исламский фактор (движение мюридизма) на Северном Кавказе для противодействия успехам России на Большом Кавказе. Миссия британского агента Дэвида Уркварта в Османскую Турцию и Черкессию в первой половине XIX в. преследовала цель разжигания мощного антироссийского вооруженного сопротивления горцев Кавказа от Черкессии на Западе до Дагестана на Востоке, дабы обнулить русское присутствие и влияние на Кавказе, а также исключить неблагоприятный сценарий потери христианской части оттоманского государства в пользу России. Фактически до Крымской войны 1853–1856 гг. подобная тактика приводила к перманентным большим и малым кавказским войнам, разжиганию религиозной ненависти и многочисленным потерям и разрушениям.

Однако Россия смогла тогда не только нанести сокрушительное поражение своим врагам на Кавказе и абсорбировать данную территорию, но и во второй половине XIX в. перейти к освоению Туркестана до границ Памира. Одним из трагических последствий манипулятивной политики Британии и Турции в отношении радикальной части горцев Северного Кавказа стала, к сожалению, политика «Великого переселения» (высылки радикальных горцев в Османскую Турцию), которая волнообразно длилась со второй половины XIX в. до первой четверти ХХ в. (1856 – 1928 гг.). За более чем 70 лет выделялись такие периоды активной миграции, как 1856–1866 гг., 1877–1878 гг., 1914–1917 гг. и 1919–1928 гг., что были связаны с русско-турецкими войнами и становлением советской власти на Кавказе. В результате в пределах бывшей Османской империи (включая современной Турции, Сирии, Ирака, Иордании и др.) появилась многочисленная горская диаспора, состоящая из этнических общин абхазов, аварцев, адыгов, даргинцев, осетин, чеченцев, ингушей, черкесов и др.

Турецкие власти продолжали использовать исламский фактор горцев и в своей внутренней политике, натравливая их на рубеже XIX–ХХ вв. против христианских подданных империи, представляя их борьбу за свои этнокультурные права следствием вмешательства Православной России – заступника христиан в Анатолии и «изгнанника» мусульман из Северного Кавказа. Однако Турция не особо заботилась при этом об этнокультурных правах самих горских мигрантов (в частности, сохранения их языка). Именно поэтому многие горцы, которых собирательно в Турции именуют «черкесами», не могли говорить на родном языке и часть из них утратили его.

Анкара фактически проводила в отношении горских народов политику ассимиляции (тюркизации) и лишала элементарных языковых прав турецких черкесов. В этой связи министр продовольствия и сельского хозяйства ФРГ Джем Оздемир отмечал: «Мой отец был черкесом из Турции. К сожалению, в течение очень долгого времени у моего отца не было возможности говорить на родном языке». Поэтому представлять Турцию «эталоном демократии» и бескорыстным защитником «черкесского дела» против России крайне спорно, ибо именно в составе Российского государства горцы получили реальные формы этнического самоопределения в форме национальных республик, сохранили все свои этнокультурные и гражданские права, приобрели надежную государственную защиту и безопасность от внешних угроз, реализуют право на выбор религии.

Тем не менее, Турция и в ХХ в. продолжала использовать горский фактор в противостоянии с Россией накануне и в годы Первой и Второй мировых войн, а также в период «холодной войны». При этом в качестве интегрирующей идеологии использовались радикальные течения ислама, пропагандировался религиозный экстремизм, инициировалось образование бандформирований для участия в военных конфликтах против России (СССР), разрабатывалась идея создания объединенной Горской республики «Северный Кавказ» от Черного до Каспийского морей с целью лишения России выхода в Закавказье и названные водные бассейны.

В годы Великой Отечественной войны турецко-германское сотрудничество и расчеты правительства Шюкрю Сараджоглу с помощью вермахта взять Кавказ привели к новым попыткам вовлечь радикальные силы горских народов в подрывную деятельность против СССР. К сожалению, подобные факты стимулировали массовые репрессии и депортацию ряда народов Северного Кавказа в трагическом для их судеб 1944 г. (включая чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев). В последующем советское правительство признало данное решение незаконным и сталинским преступлением, восстановило национальные субъекты в регионе и способствовало возвращению пострадавших народов на свою родину. Однако Турция использует данный трагический исторический факт в своих пропагандистских целях для обвинений России в совершении преступления геноцида. Правда, а как Турция поступила с теми же армянами и где оказались их чудом выжившие наследники?

После распада СССР Северный Кавказ вновь приобрел для Турции и ее союзников по блоку НАТО новые ориентиры ослабления России, инициирования этнического сепаратизма и религиозного экстремизма, а также разжигания гражданского конфликта с эпицентром в Чечне с целью формирования в обход РФ новых транзитных энергетических коммуникаций по вывозу из Азербайджана каспийской нефти и газа в Турцию и страны Европы. В результате подобной политики Анкары и ее англосаксонских союзников (Лондона и Вашингтона) в 1994–1996 и 1999–2009 гг. мы имели на Северном Кавказе два гражданских конфликта.

Турецкие спецслужбы использовали тогда многочисленные горские неправительственные организации для поддержания сепаратизма и военного конфликта на Кавказе, перебрасывали на территорию России через приграничный Азербайджан и Грузию исламских боевиков, вооружение и иную помощь. На территории Турции в разные годы находили убежище известные террористы и русофобы из Северного Кавказа (Доку Умаров, Мовлади Удугов, Ахмед Чатаев, Ахмед Нухаев, Ахмед Закаев, Асланбек Вадалов и др.).

Турецкие власти (включая и в годы правления Р. Эрдогана) не выдавали их на многочисленные запросы российской стороны. Сбежавшие из РФ в Турцию боевики продолжали финансировать бандподполье в Чечне, о чем не раз отмечал и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Так, на церемонии 10-летия парламента Республики в ноябре 2015 г. Кадыров подчеркнул, что «несмотря на все запросы и обращения к турецким властям, до сих пор Удугов, Умаров и другие террористы остаются в этой стране».

С началом конфликта на Северном Кавказе и далее в Турции стали реанимироваться горские неправительственные организации и создаваться новые черкесские комитеты (например, «Кавказское общество», Чеченский комитет – ChechenCom, «Комитет кавказско-чеченской солидарности», боевая группировка «Внуки Шамиля», «Борцы за независимость Чечни», информационное агентство «Кавказ» – Ajans «Kafkas», Федерация кавказских ассоциаций – KAFFED, Федерация ассоциаций Объединенного Кавказа – BirKafFed, Федерация черкесских ассоциаций – ?erkesFed, Федерация абхазских ассоциаций – AbhazFed и др.). При этом турецкие власти умело используют в своих интересах на северокавказском направлении две крупные зонтичные структуры – умеренную KAFFED и радикальную ?erkesFed, а также отдельные «самостоятельные» организации.

После российско-грузинской войны 2008 г. и признания независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны РФ, а также в преддверии зимней Олимпиады в Сочи на территории Турции активно использовались горские институты для инициирования широкой антироссийской идеологической диверсии с обвинениями России в организации «геноцида черкесов (адыгов)» в XIX в.

С началом российско-украинского политического кризиса в 2014 г. и СВО в 2022 г., турецкие власти стали поддерживать идею формирования так называемого «Черкесского батальона» для участия в боевых действиях на стороне ВСУ. К числу явно выраженных русофобских акций можно отнести международную конференцию в Стамбуле от 5 августа 2023 г., организованное «Советом объединенной Черкессии» на тему образования «независимой Черкессии».

Турция вновь стала поддерживать антироссийскую пропаганду, с использованием горских институтов искажать факты истории кавказских войн, использовать понятие «геноцид» в отношении событий XIX и ХХ вв. на Северном Кавказе, дискредитировать политику РФ в данном регионе, которая якобы ущемляет права коренных народов. Хотя именно Россия сохранила многочисленные горские народы Северного Кавказа, предоставила им высокий статус национальных республик, обеспечила надежные гарантии сохранения этнических и гражданских прав и свобод (включая язык, культуру, традиции, религию), безопасность, благополучие и процветание региону.

Яркий пример возрождения Горского Кавказа можно наблюдать в современной Чеченской Республике, которая после разрушительной войны, спровоцированной местными сепаратистами при соучастии внешних сил, буквально за десятилетие в годы правления президента В.В. Путина превратилась в неузнаваемый центр мира, стабильности и процветания Русского Кавказа.

К сожалению, с началом специальной военной операции на территории Турции при молчаливом согласии местных властей активизировалась деятельность и чеченской диаспоры в антироссийском русле. В частности, с 2022 г. все заметней становится деятельность «представителя по Турции и Ближнему Востоку правительства республики Ичкерия в изгнании» Абдул-Хакима Шаптукаева, который считает Чечню «временно оккупированной Россией территорией», обвиняет Москву в проведении «геноцида чеченского народа», а ныне выступает в поддержку ВСУ против ВС РФ. Интересно знать, как бы отнеслась Турция и ее ближайший союзник Азербайджан, если бы Россия на своей территории предоставила убежище, скажем, «правительству Нагорного Карабаха в изгнании»?

Частым гостем антироссийских мероприятий чеченских и общекавказских институтов в Турции является известный беглец Ахмед Закаев, осевший в Лондоне, который поддерживает идею воссоздания единой горской республики «Северный Кавказ» от Каспия до Черного моря. Складывается впечатление, что подобная деятельность антироссийски настроенных представителей горских общин Турции в союзе с крымскими татарами осуществляется при координации спецслужб Турции и Великобритании, как, впрочем, и в прошлые периоды.

Подобная ситуация не может соответствовать духу российско-турецкого партнерства, а является скорее проявлением политики враждебности. Надежды Турции мобилизовать всевозможные ресурсы для ослабления России с очередным использованием этнического и религиозного факторов могут привести к негативным последствиям для Анкары. У Турции весьма уязвимыми проблемами остаются курдский и армянский вопросы, проблема Северного Кипра также далека от урегулирования.

Надежды Анкары на «карабахский реванш» и последующий успех в проекте Туран могут натолкнуться на новые перемены в закавказской региональной политике, что станет детонатором очередных конфликтов и изменений баланса сил в регионе. В таком случае туркам вряд ли помогут их попытки использовать религиозный фактор для нанесения внешнего и внутреннего ущерба интересам России, будь то на Северном Кавказе или в Центральной Азии, ибо вновь повторится геополитика блокирования Турции в Закавказье.

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

25.03.2024