Александр Сваранц

ТУРЦИЯ ДЛЯ РОССИИ ВРАГ ИЛИ ДРУГ, ПАРТНЕР ИЛИ СОПЕРНИК?

В отношениях между государствами (а, тем более, с имперским прошлым) не может быть постоянства в силу природы конфликтных интересов и «переменчивой погоды» в географических широтах (проще говоря, геополитической конъюнктуры). И в этом плане Турция и Россия пример сближения и расхождения подходов. Естественно, подобная смена преимущественно определяется объективным состоянием мощи Российского государства. Если Россия демонстрирует силу, то Турция пытается лавировать и получать выгоды. Если же Кремль теряет славу, то Ак-Сарай старается добить ее в союзе с нашими главными противниками на Западе. Так было, есть и будет.

Россия трижды в первой половине XIX (1833–1841 гг.), XX (1918–1923 гг.) и XXI вв. (с 2004 г. по н./вр.) протягивала Турции руку дружбы и партнерства. Дважды «век» нашей дружбы был недолгим, ибо турки переходили вновь на сторону Англии и разрушали перспективу стабильного партнерства с Россией и СССР. Казалось, в новом столетии лидеры России и Турции (В. Путин и Р. Эрдоган) заложили прочную экономическую платформу сближения двух важных государств в Евразии, где прагматизм интересов станет выше эмоций османского реваншизма и англосаксонского преклонения.

Следует признать, что турки и русские являются наследниками имперских образований и остаются большой нацией. Ни турки, ни русские не станут принимать верховенство одного над другим, но каждый из них стремится к возрождению своего влияния на стратегически важные постимперские территории и формированию собственного полюса геополитического доминирования. Весь вопрос в возможностях и силе государства.

В России многие эксперты (например, Сергей Латышев) утверждают, что якобы современная Турция не обладает возможностями для реализации реваншистских амбиций строительства новой Восточной Османской империи Турана согласно планам доктрин неоосманизма и неопантуранизма. В частности, Анкара зависит от той же России в вопросах энергетики (особенно газа, нефти и АЭС) и русского туриста, российского рынка реализации аграрной продукции и текстильного ширпотреба. Наша же система ЗРК С-400 «Триумф» надежно защищает небо страны-члена НАТО Турции. К тому же, российские военные компании, согласно мнению генконсула РФ в Стамбуле Андрея Буравова, готовы развивать деловое и техническое партнерство с турками в доработке истребителя 5-го поколения KAAN.

Более того, Россия, помимо экономики, ведет с Турцией достаточно высокое партнерство и в сфере региональной политики на Ближнем Востоке, Южном Кавказе и в Центральной Азии (в той же Сирии, Нагорном Карабахе и тюркских постсоветских республиках). «Мягкая позиция» Москвы позволила Анкаре «поставить ногу» в том же Азербайджане, подписать известную «Шушинскую декларацию» о стратегическом союзе и создать Организацию тюркских государств (ОТГ), как основу будущей геополитической и геоэкономической интеграции Туран. Считать ли подобную политику России слабой или вынужденной уступкой Турции, или же знаменитая русская терпеливость всего лишь дает время турецким друзьям?

Так может лучше торговать взаимовыгодно и не поддаваться конфликтным противоречиям. Вывод, бесспорно, справедлив. Да только турок не мыслит, как русский. Сегодня нельзя и полностью согласиться с мнением, что Турция якобы слаба, не обладает необходимыми возможностями для реализации того же проекта Туран, во всем зависит от внешнего фактора (включая и от России).

Во-первых, все течет и все меняется. Во-вторых, Турция не на словах, а на деле занимается диверсификацией своей энергетической политики. В частности, в 2023 г. Анкара экспортировала больше газа у Алжира (1 млрд долл.) и США (648 млн долл.), а Россия перешла на третье место (348 млн долл.). В-третьих, Турция за счет российских инвестиций (по принципу «плати – строй – эксплуатируй») получает от Росатома первую в своей истории АЭС «Аккую», а следом рассчитывает на вторую АЭС «Синоп» по той же схеме в надежде из импортера электроэнергии в последующем превратиться в экспортера и развивать собственное производство. В-четвертых, Турция лавирует между США, Россией и Китаем, расширяет зону своего влияния на Ближнем Востоке, Южном Кавказе и Центральной Азии, развивает собственное ВПК и экспортирует оружие в страны нашего ближайшего круга (включая, члены ОДКБ – Казахстан и Кыргызстан), не говоря уже о военных поставках киевскому режиму. В-пятых, Турция увлечена проектом Туран с выходом в исторический Западный (Русский) и Восточный (Китайский) Туркестан, а Зангезурскую дорогу в Армении планирует использовать как главную магистраль общетюркской связи с формированием Туранского общего рынка. В-шестых, нельзя сказать, что тот же Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан являются слабыми партнерами Турции, ибо их связывает не только этнокультурное и духовное родство, но и стратегические ресурсы и коммуникации. К тому же, в совокупности (включая и Кыргызстан) это почти 148 млн чел.

К сожалению, за этими планами Турции стоит тень Великобритании и мощь США, которые продолжают логику Большой игры с надеждой ослабить Россию, вытеснить ее из постсоветского пространства, создать стратегическую линию разрыва между РФ и КНР с ИРИ.

С началом СВО на Украине в России возлагали особые надежды на сохранение партнерства с Турцией в силу взаимовыгодного торгово-экономического партнерства, успешного взаимодействия на сирийском и карабахском театрах. Анкара демонстрировала независимый от Запада курс, долгое время старалась не присоединяться к антироссийским санкциям в обход ООН, заняла формально посредническую позицию между конфликтующими сторонами, выступила инициатором Стамбульских переговоров Москвы и Киева, способствовала обмену пленными, достижению выгодной для себя «зерновой сделки». Все это в немалой степени позволило Турции помочь Азербайджану в достижении новых успехов в Карабахе, получить от России новые выгодные контракты (например, мега-проект «газовый хаб» и строительство второй АЭС «Синоп»). А сейчас турки пытаются выторговать для себя выгодную ценовую политику с русским газом, настоять на строительстве нового газопровода через каспийский бассейн для выхода к туркменскому и казахскому газу. В Сирии же наши долгие усилия по переговорному процессу сближения позиций Анкары и Дамаска пока что не увенчались успехом, ибо турки не собираются покидать оккупированные территории на севере САР, считая это новой реальностью и борьбой против мнимого сепаратизма сирийских курдов.

Все бы ничего, если Турция продолжала бы в сложившейся ситуации глобального давления на Россию развивать с нами торговлю и параллельный транзит товаров из третьих стран. Однако еще осенью 2022 г. пять крупных турецких банков (в частности, Halkbank, Ziraf Bank, Vakif Bank, Denizbank и Isbank) отказались от принятия платежей по российским картам «Мир» из опасений вторичных санкций США за сотрудничество с Россией. В январе же 2024 г. турецкие банки массово отказались от приема платежей российских компаний и турецких экспортеров в РФ. Мотивация та же – жесткие санкции США и ЕС.

Российская сторона официально выражает понимание с какими трудностями сталкиваются турецкие партнеры, ибо они оказались под жестким давлением США. Почти в ежедневном режиме многие СМИ передают короткую фразу: «Вопросом занимается Минторг Турции, Москва ведет диалог с Анкарой». Но от этого России не становится легче, ибо время идет, а ситуация особо не меняется в лучшую сторону. В итоге падает торговля, а с нею актуализируется поиск альтернативных партнеров (например, в лице Ирана или арабских стран Персидского залива). Как отмечает издание EADaily, «России нужно быстро искать замену тому, что мы получаем от Турции и через Турцию, ибо с этим вскоре будут проблемы. От неискреннего друга до врага один шаг».

Получается, что Турция вынужденно или осознанно, исполняя установки США, присоединяется к экономическим и финансовым санкциям против России. А между тем, как отмечает лидер оппозиционной турецкой партии «Vatan» («Родина») Догу Перинчек, «российское правительство предоставляет Турции льготные цены и гарантии при продаже энергоносителей. Кроме того, Турция служит мостом для экспорта российских энергоносителей в мир, и на повестке дня стоят очень важные инвестиционные проекты. Подчинение правительства давлению США подрывает доверие соседей Турции, особенно России, от которой зависит наша энергетическая безопасность».

Однако Перинчек не Эрдоган, от его слов мало что зависит и совсем ничего не меняется в политике правительства Турции. Тем более, нет особых достижений и в плане посреднических усилий Анкары между Москвой и Киевом, где турецкая сторона по-прежнему поддерживает территориальную целостность Украины в границах 1991 г. не считаясь с реалиями на земле и интересами России.

Как известно, лидер фракции правящей партии «Слуга народа» в украинской Верховной Раде Давид Арахамия признался, что именно глава правительства Великобритании Борис Джонсон в 2022 г. выступил против прекращения российско-украинского военного конфликта в обмен на нейтралитет Украины и отказ Киева от вступления в НАТО (по варианту Финляндии после Второй мировой войны). Сегодня же Реджеп Эрдоган вновь выражает готовность запустить стамбульские переговоры. Но что же изменилось в позиции Анкары, если сам Эрдоган на встрече с В. Зеленским в преддверии саммита НАТО в Вильнюсе в июле 2023 г. одобрил идею членства Украины в НАТО? Турецкая дипломатия все больше склоняется к прошлым временам контрастов, что не может служить основанием крепкой дружбы между нашими странами.

Президент РФ В.В. Путин недавно назвал Турцию самым надежным партнером в области энергетики, отметив при этом стабильное функционирование газопровода «Турецкий поток». В Турции данное мнение российского лидера было воспринято восторженно и названо историческим. Однако, помимо энергетики, наше партнерство сегодня нельзя назвать примерным. Да и проблемы с платежами могут привести к снижению и энергетического партнерства, что отрицательно скажется, прежде всего, на энергетической безопасности самой Турции. Не будет же Россия в ущерб для себя бесплатно поставлять туркам нефтепродукты…

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

23.03.2024