Александр Сваранц

ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ: ТУРЦИЯ БАЛАНСИРУЕТ МЕЖДУ США И РОССИЕЙ

Одним из экономико-географических и военно-стратегических преимуществ территории современной Турции является контроль над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы. В мировой геополитике и торговле контроль Черноморских проливов всегда представлял стратегическое значение для великих держав.

Англия и Россия нередко конфликтовали за право контроля над проливами. Германские корабли (линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау») в августе 1914 г., пройдя Черноморские проливы, атаковали российские порты, что привело к вступлению Османской империи в Первую мировую войну на стороне Германии против России. Одной из задач миссии посла нацисткой Германии в Анкаре Франца фон Папена в конце 1930-х гг. являлось достижение согласия Турции на проход немецких кораблей через зону проливов в Черное море для участия в войне против СССР. Сталин впоследствии охарактеризовал политику Турции в годы Второй мировой войны «враждебным нейтралитетом».

В ХIX в. победоносные войны России против Османской империи создавали реальные условия установления русского контроля над Черноморскими проливами. Однако император Николай I почему-то решил впустить Англию и Францию в разрешение судьбы режима прохождения кораблей через Черноморские проливы, хотя данный вопрос мог бы стать предметом отношений России и Османской Турции.

В итоге, 3 июля 1841 г. в Лондоне, с ведома русского царя, было подписано между Турцией, с одной стороны, и Россией, Англией, Австрией, Пруссией и Францией – с другой, конвенция о Босфоре и Дарданеллах. В ней было определено, что проливы закрыты будут для военных судов всех государств, пока Турция не находится в состоянии войны. Во время же войны Турция получала право пропускать через проливы суда того государства, с которым ей будет выгодно договориться. Лондонская конвенция по проливам фактически похоронила решения русско-турецкого Ункяр-Искелесийского договора 1833 г., согласно секретным статьям которого Турция обязалась не допускать в Черное море военных кораблей любых европейских стран. Последнее существенно усиливало политические и военные позиции России.

По итогам Первой мировой войны Версальская конференция стран победителей вновь вернулась к теме Черноморских проливов, которая продолжилась долгими переговорами, острыми дискуссиями и завершилась подписанием 24 июля 1923 г. Лозаннской конвенции по проекту Англии. Представители советской делегации фактически были блокированы, а руководителя нашей делегации В.В. Воровского даже официально не известили о возобновлении конференции и не допустили к участию в переговорах (10 мая 1923 г. Воровский был убит в Лозанне русским офицером М. Конради).

Лозаннская конвенция была подписана Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией, Болгарией, Королевством сербов, хорватов и словенцев и Турцией. СССР не ратифицировал конвенцию, поскольку ее условия нарушали законные права и не гарантировали безопасность черноморских стран. В частности, данная конвенция предусматривала демилитаризацию зоны проливов, сами проливы попадали под контроль специальной международной комиссии. Иными словами, Турция, через территории которой проходили проливы, лишалась права размещать вблизи них военные подразделения. При этом допускался свободный проход через Босфор и Дарданеллы как торговых, так и военных судов (с небольшими ограничениями) любой страны мира. Последнее создавало проблемы для черноморских стран (особенно для главных черноморских держав – Турции и России).

События 1936 г. в Испании, рост фашистского милитаризма в Италии и Германии вновь актуализировали тему Черноморских проливов. Великобритания опасалась утери контроля над Турцией, своих морских баз и широких интересов в Средиземном море и Арабском Востоке (в том числе, восстановления германо-турецкого союза). Именно поэтому в Лондоне посчитали целесообразным пойти на уступки Анкаре в вопросе изменения режима Черноморских проливов и замены международной специальной комиссии на турецкий контроль, включая упразднение демилитаризации Турции в зоне проливов.

В итоге 20 июля 1936 г. в швейцарском городе Монтрё после месячных переговоров была подписана новая конвенция по режиму Черноморских проливов, которую принято считать в международной практике компромиссной. Торговые суда всех стран получили право свободного прохода через проливы в мирное и военное время. Военные корабли нечерноморских государств ограничены в проходе через Босфор и Дарданеллы классом, общим тоннажем, общим числом и сроком пребывания в Черном море (не более трех недель). В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Соответственно, прежний режим демилитаризации был упразднен, Турция получила право разместить свои военные гарнизоны в зоне проливов. Требования СССР относительно ограничения военного присутствия в Черном море неприбрежных государств в основном были учтены. Лондон и Париж в свою очередь добились права корректировать соотношение военно-морских сил Турции и СССР на Черном море.

В целом можно считать конвенцию Монтрё компромиссной, которая способствовала стабилизации ситуации в зоне проливов. Дважды эта конвенция продлевалась на 20 лет и продолжает действовать. Понятно, что тема Черноморских проливов с особой остротой вновь актуализируется в повестке международной дипломатии в кризисных периодах, когда отношения великих держав принимают конфликтный характер (особенно в адрес крупных черноморских стран России и Турции).

Вот и сейчас с началом СВО ВС РФ на Украине боевые действия вновь охватили акваторию черноморского бассейна, а страны коллективного Запада во главе с США пытаются изменить международно-правовые нормы регулирования режима прохода военных кораблей через Босфор и Дарданеллы.

Так, помощник министра обороны США по вопросам международной безопасности Селеста Уолландер сообщила, что Вашингтон намерен проработать с Анкарой вопрос судоходства в Черном море. Представитель Пентагона уточнила, что в регионе нужно добиться благоприятной среды, в которой Черное море будет полностью открыто для коммерческого судоходства.

Между тем Соединенные Штаты пытаются использовать торговое судоходство в качестве прикрытия для изменения правил прохода военных кораблей нечерноморских стран НАТО через Дарданеллы и Босфор в Черное море. В этих целях удобным поводом стала украинская «зерновая сделка».

США и Великобритания полагают, что отказ России от продолжения участия в данной сделке, мол, вступает в противоречие с международным гуманитарным правом и следует под конвоем сил ВВС и ВМС стран НАТО создать оперативную группировку по вывозу украинского зерна через проливы на внешние рынки.

В частности, о создании подобного конвоя под управлением США или блока НАТО в июле 2023 г. заявил отставной адмирал ВМС США Джеймс Ставридис. А годом ранее The Wall Street Journal сообщило, что администрация президента Джозефа Байдена допускает возможность введения новых правил прохода и навигации военных кораблей в Черное море. Согласно же заявлению генсека НАТО Йенса Столтенберга, Североатлантический альянс планирует стянуть на Черное море больше военных самолетов и кораблей.

В ноябре 2023 г. американские конгрессмены Майк Роджерс и Майк Тернер призвали президента Джо Байдена развернуть военное присутствие США в Черном море с целью оказания Украине военной поддержки. Одновременно с этим офицер ВМС США Брайан Харингтон заявил, что регулярные военные учения в обход конвенции Монтрё будут способствовать лишению лидерства России в Черном море. Возможно, эти призывы и заявления больше рассчитаны для президента Турции.

Британцы и норвежцы выступили с инициативой, предусматривающей усиление возможностей Украины на Чёрном море. Однако турки отказались пропустить через Босфор два минных тральщика типа «Сэндаун», условно переданные Великобританией в состав ВМС Украины ещё в июне 2021 г. В соответствии со ст. 19 конвенции Монтрё в Турции решили, что корабли России и Украины рассматриваются как принадлежащие воюющим державам и не имеют права проходить через Черноморские проливы. Официальный Лондон пытался оказать давление на Анкару, но тщетно.

Что же касается военных кораблей США и других внерегиональных стран, которые раньше регулярно заходили в Черное море, пользуясь правом мирного прохода, то Турция в рамках НАТО объявила, что не допустит проведения военно-морских учений, либо заходов с другими целями до тех пор, пока продолжается конфликт. Анкара аргументирует свою позицию тем, что нарушение положений конвенции Монтрё в сложившейся ситуации неизбежно вызовет ответные действия ВМФ России, что неминуемо приведет к новой военной эскалации. Несмотря на недовольство союзников по НАТО данной позицией Турции, Анкара не собирается ее менять и проявляет свойственную туркам твердость и упрямство.

Беспрепятственного прохождения военных кораблей неприбрежных стран в Черное море не допускается конвенцией Монтрё. Правда, после распада СССР и Организации Варшавского Договора НАТО фактически получила перевес в акватории Черного моря. Иными словами, если до 1991 г. за исключением натовской Турции все остальные причерноморские страны (СССР, Болгария, Румыния) являлись членами ОВД и союзниками, то сейчас на Черном море ситуация иная. В частности, с одной стороны, Россия, а с другой – члены НАТО (Турция, Болгария, Румыния) и кандидаты в члены североатлантического альянса (Грузия, Украина).

США вообще не являются подписантами конвенции Монтрё, соответственно, могут пойти и на нарушения ее условий. Каждые 5 лет со дня подписания в 1936 г. данной конвенции в содержание ее положений могут предлагаться изменения при условии, если инициатива будет поддержана 2/3 голосов подписантов Монтрё. Однако сегодня практически все подписавшие конвенцию страны за исключением России, Японии и Австралии являются членами НАТО (да и Япония с Австралией выступают стратегическими партнерами или союзниками тех же США).

В этой ситуации ключевым остается мнение Турции, которая пока что сохраняет согласно положениям конвенции Монтрё роль «хозяйки проливов» и декларирует самостоятельную политику. Изменение положений конвенции повлечет изменение статус-кво самой Турции в регионе. Этого, очевидно, в Анкаре явно не желают. Да и Крым сегодня контролируется Россией, что может создавать угрозу тем же проливам.

Именно поэтому министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Пентагон не сможет добиться от турецких властей изменения правил захода в Черное море для военных кораблей НАТО. Однако надежды на Турцию не могут быть вечными гарантиями от Бога, ибо Анкара не раз демонстрировала способность к политическим разворотам на 180°.

По данным иранского журналиста Хаяла Муадзина, США и Турция обсуждают тему блокирования Босфора для российских военных кораблей. В частности, в сети циркулировала информация о предложении США уступить Турции некоторые районы на севере Сирии (очевидно курдонаселенные провинции) с целью «задаривания» Реджепа Эрдогана в курдском вопросе в обмен на активное сотрудничество против России в Черном море.

Турция в январе ратифицировала статус Швеции в НАТО в обмен на поставки США 40 модернизированных истребителей F-16. Вашингтон не только готов решить для Турции тему истребителей F-16 Block 70, но и, как заявила в Анкаре заместитель госсекретаря Виктория Нуланд, подключить турок к программе производства истребителей пятого поколения F-35 и поставить им систему ПВО Patriot в обмен на отказ Турции от использования российского ЗРК С-400 «Триумф». Очевидно, американцы готовы будут решить и тему льготных кредитов для хромающей турецкой экономики вновь при условии отказа Турции от активного торгово-экономического сотрудничества с Россией и жесткого соблюдения санкционного режима.

Как видим, соблазнов для Турции немало. Однако Реджеп Эрдоган прекрасно понимает, что излишняя импровизация в адрес России скорее приведет к забвению для Турции проекта Туран и выхода через Зангезурский коридор в Азербайджан и тюркские страны Центральной Азии. Именно поэтому Анкара пока что старается не терять «русский стул». В обмен на «шведский кейс» Турция отказывается от пересмотра положений конвенции Монтрё.

Глава турецкого МИД Хакан Фидан подтвердил, что Анкара продолжит использовать конвенцию Монтрё и «это не предмет обсуждений». Турция с началом кризиса на Украине воспользовалась полномочиями, согласно конвенции Монтрё, и запретила проход военных кораблей через Черноморские проливы. Минобороны Турции не желает дополнительной эскалации военной напряженности в черноморском бассейне и в зоне проливов в особенности. Проливы для Турции – это не только экономика, ибо за проход кораблей через Босфор и Дарданеллы Анкара имеет право взимать плату (за маяки, эвакуацию, медобслуживание), но и тема безопасности.

В динамично меняющейся ситуации украинского конфликта для турок крайне важно сохранить ключевые элементы своей позиции. И на этот счет просматривается внутриполитический консенсус: положения конвенции о проливах должны оставаться неизменными, присоединения страны к западным санкциям против России недопустимо, иначе Турция потеряет возможность выполнять посредническую роль.

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

22.02.2024