Борис Кушхов

ЕАЭС И РУБЕЖ 2023 - 2024 ГОДОВ: ПОЗИТИЧНЫЕ ИТОГИ И НОВЫЕ АМБИЦИОЗНЫЕ ПЛАНЫ

25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета. В качестве одного из значимых успехов объединения в прошлом году участники заседания отметили заключение накануне заседания соглашения о зоне свободной торговли с Ираном. Ожидается, что дальнейшее развитие связей ЕАЭС с этой страной сыграет важную роль в продвижении континентальных транспортных маршрутов «Север-Юг»: они будут играть важную роль для развития экспортного потенциала стран-членов союза – кроме Российской Федерации все они не имеют выхода к морю, что ограничивает их экспортные возможности. Также, привлекательным для стран ЕАЭС выглядит и сам внутренний рынок Ирана – страны с численностью населения более 80 миллионов человек, обладающей достаточно высокой покупательной способностью. Таможенные пошлины между странами ЕАЭС и исламской республикой планируют снизить с 30 до 4.5%.

Помимо этого, в ходе заседания президент РФ В.В. Путин представил вниманию его участников проект декларации о дальнейшем развитии экономических процессов до 2030 года и на перспективу до 2045-го – в 2023 году именно Российская Федерация председательствовала в ЕАЭС.

Итоги непростого, но от этого не менее важного для объединения 2023 года можно считать удачными и обнадёживающими. В ноябре 2023 года Министерство экономического развития РФ сообщало о росте объёма взаимной торговли в рамках ЕАЭС – за первые восемь месяцев года на 9% от показателей за аналогичный период 2022 года. В ближайшее время объём взаимной торговли стран-членов может достигнуть 100 миллиардов долларов – такие оценки уже были замечены в наиболее позитивных сценариях ещё на прошедший 2023 год. В 2023 году суммарный размер экономик стран-членов объединения вырос на 3.5%. Отдельно участники встречи отметили высокую долю расчётов в национальных валютах, которая достигла 90%.

1-2 февраля 2024 года в Алматы состоялось ещё одно важное мероприятие для стран ЕАЭС – заседание Евразийского межправительственного совета в расширенном составе. Помимо глав правительств стран-членов союза, в нём принял участие также премьер-министр Республики Узбекистан, имеющей статус наблюдателя при ЕАЭС.

Одной из главных тем дискуссии по внутренним вопросам союза стала необходимость последовательного устранения барьеров на внутреннем рынке, а также улучшения качества доступа стран-членов ЕАЭС к рынкам третьих стран. В том числе и для решения последней задачи Беларусь, Россия и Казахстан подписали меморандум о развитии железнодорожного транспорта в Евразийском экономическом союзе. Также, стороны достигли соглашения по созданию механизма финансовой помощи промышленной кооперации стран-членов, который будет способствовать развитию международных промышленных проектов под эгидой ЕАЭС.

Программа заседания, как и его формат, также оказалась расширенной: так, главы правительств ЕАЭС приняли участие в цифровом форуме Digital Almaty 2024, выдвинув на нём целый ряд инициатив. Участники подтвердили свою приверженность идее создания единой цифровой среды в рамках союза, которая будет включать в себя также возможность общего доступа граждан стран-членов ЕАЭС к целому ряду государственных услуг. Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов предложил создать единую платформу для обмена технологическими решениями, патентами и инновационными идеями, а глава правительства Российской Федерации Михаил Мишустин заявил о том, что Россия будет делиться передовыми технологиями для защиты внешних экономических связей стран-членов в киберпространстве. Помимо глав правительств стран ЕАЭС, в работе форума приняли участие представители таких стран, как Иран, Китай и Индия.

В рамках обсуждения внешних аспектов деятельности ЕАЭС в ходе заседания были озвучены приоритетные направления, на которых в 2024 году будут активно вестись переговоры по достижению соглашения о зоне свободной торговли. В частности, к ним относятся ведущиеся в настоящее время переговоры с Объединенными Арабскими Эмиратами, Индонезией и Египтом. Успех ЕАЭС в этих переговорах откроет для стран-членов объединения крупные рынки с суммарной численностью населения в 400 миллионов человек. Помимо этого, в качестве одного из приоритетов ЕАЭС на 2024 год было обозначено расширение и совершенствование уже существующего соглашения с Вьетнамом – с ещё одним крупным и динамично растущим партнёром.

В ходе заседания в очередной раз был поднят вопрос о необходимости активизации переговорного процесса по разработке временного соглашения о свободной торговле с Монголией. На данном направлении в последние месяцы стали заметны новые перспективы и возможности: так, вопрос о снятии ряда торговых ограничений был предметно рассмотрен в ходе последнего заседания российско-монгольской межправительственной комиссии, состоявшегося в ноябре 2023 года. Аналогичное обсуждалось и на встречах представителей Монголии и Кыргызстана, а также Монголии и Беларуси, состоявшихся за последний год.

Помимо этого, представители республики Беларусь выступили на заседании с особой инициативой, предложив провести единый саммит ЕАЭС, ШОС и БРИКС в этом году. Данная идея полностью соответствует логике Большого Евразийского Партнёрства, а также сопряжения таких инициатив, как ЕАЭС и ЭПШП – (экономический пояс «Шелкового пути,»— предусматривающий формирование единого евроазиатского торгово-экономического пространства и трансконтинентального транспортного коридора). О необходимости развития подобного переговорного формата говорит и ряд других событий и процессов последних лет: таких, как развитие политических и экономических контактов между странами Центральной Азии, нормализация отношений между Кыргызстаном и Таджикистаном, Таджикистаном и Ираном, выход на новый уровень отношений Китая и Узбекистана, углубление стратегического партнерства между Россией и Китаем, значительное расширение БРИКС с 2024 года, а также наличие перед значительной долей участников всех трёх организаций вызовов в виде политического или санкционного давления стран Запада.

2024 год является для ЕАЭС юбилейным: в этом году исполняется 10 лет со дня его основания. В связи с этим, вполне закономерным и уместным представляется создание новых евразийских и даже глобальных инициатив с непосредственным участием как самого экономического союза, так и стран - его членов и партнёров. Таким образом, инициативы и планы, озвученные участниками заседания Евразийского межправительственного совет, являются очередным свидетельством возрастающей политической и экономической солидарности среди стран, расположенных на обширном евразийском пространстве.

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

22.02.2024