Борис Кушхов

ГАЗ ДЛЯ ЕС - ТУРКМЕНИСТАН В ПОИСКАХ НОВЫХ РЫНКОВ

6 декабря 2023 года в Ашхабаде состоялось заседание Межправительственной туркмено-турецкой комиссии по экономическому сотрудничеству. В центре внимания участников оказался вопрос о перспективах поставок туркменского газа в Турцию через территорию Ирана. До этого мероприятия намерения Туркменистана о расширении экспорта газа на Запад были озвучены председателем Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедовым в ходе саммита ОТГ, на котором он присутствовал в качестве наблюдателя. Тогда, к слову, упоминались транскаспийские маршруты поставок.

Турция и сама по себе является крупным рынком – однако есть все основания предполагать, что Туркменистан нацелен не только на поставки газа в это государство, но и, с учётом её развитой трубопроводной и портовой инфраструктуры, на масштабное расширение газового экспорта на европейский рынок. Именно этой задаче сейчас подчинена значительная часть внешнеполитических шагов республики.

Туркменистан практически исчерпал ныне имеющиеся экспортные направления: объём поставок газа в другие страны по-прежнему остаётся на уровне 2011 года (35 млрд. кубометров в год). Расширять поставки по уже имеющимся направлениям республике сложно: она и так уже стала крупнейшим поставщиком газа в КНР, на которую приходится львиная доля газового экспорта Туркменистана (более 97%). В этой связи обнадёживает только согласие КНР на строительство четвёртого газопровода «Центральная Азия-Китай» — однако до его ввода в эксплуатацию могут пройти годы, за которые позиции других центральноазиатских республик, а также России (в случае продвижения «Газового союза») потеснят долю туркменского газа в новой «трубе». В это же время на Центральноазиатском рынке с 2023 года активно стала проявлять себя Россия, что даже привело к потере имевшихся в регионе позиций у туркменского газа. Успехом на южном направлении можно считать контракт, заключённый в средине 2023 года с Ираном о новых поставках из Туркменистана. Однако не стоит переоценивать их значение – туркменский газ нужен только северным провинциям Ирана, в то время как сам Иран является одним из крупнейших экспортёров газа в мире. То же самое касается и перспективы поставок туркменского газа в Пакистан через Афганистан – в связи с продвижением пакистанско-российской сделки по газу и «Пакистанского потока».

В связи с этим, поиск новых покупателей основного ресурса страны сводится к попыткам выйти в ближайшие годы на европейский рынок. На газ приходится львиная доля туркменского экспорта (а на него – более 80% от бюджетных доходов) – следовательно, от успеха этих попыток в принципе зависит экономическое развитие и благополучие республики.

Для создания благоприятных условий для транзита туркменского газа через Иран Туркменистан сосредоточил внимание и на «наболевших» вопросах в своих отношениях с Исламской Республикой. В рамках проходивших 17-18 ноября заседания Межправительственной туркмено-иранской комиссии по экономическому сотрудничеству и туркмено-иранского бизнес-форума стороны обсудили вопрос задолженности Ирана перед Туркменистаном за поставки газа. В ходе данных переговоров стороны выразили взаимную готовность к наращиванию поставок газа в Иран. Вопрос о долге в 1.8 миллиардов долларов было предложено решить при очевидной уступке Туркменистана – Иран предоставит средства и специалистов для автодорожного строительства в республике. В ходе встречи представители Туркменистана также выразили заинтересованность в поставках оборудования для нефтегазовой инфраструктуры, необходимого для наращивания экспорта.

Усилия Туркменистана по организации экспортных маршрутов активизировались и на каспийском направлении. 28 ноября состоялось обсуждение перспектив развития коммуникаций между высокопоставленными представителями Туркменистана и Азербайджана. 5 декабря в Москве глава МИД страны принял участие во встрече министров иностранных дел прикаспийских государств, состоявшейся в Москве. Ключевым пунктом его обращения к участникам стала заинтересованность в ускорении работ по прокладке транскаспийского газопровода, который соединит Туркменистан и Азербайджан – для уже обозначенных выше целей. В соответствии с условиями, предусмотренными в подписанной в 2018 году международной конвенции о правовом статусе Каспийского моря, подобное строительство невозможно без получения согласия всех «приморских» стран.

У Туркменистана есть все основания торопиться с реализацией своих планов по поставкам газа в страны Европейского Союза. Страна спешит воспользоваться нехваткой газа в Европе в связи с сокращением поставок из России в последние годы. При этом руководство Туркменистана осознаёт наличие вполне чёткого «дедлайна», к наступлению которого страна должна не только успеть окупить все свои транспортно-инфраструктурные затраты, но и реализовать как можно больше газа на одном из крупнейших рынков мира.

Этот «дедлайн» обусловлен двумя вполне конкретными датами: так, В Европейском Союзе заявили о полном отказе от ископаемого топлива к 2050 году – вне зависимости от успеха подобного ориентира, с наращиванием импорта газа из Туркменистана он однозначно не совместим. В это же время на состоявшейся в декабре 2023 года конференции COP-28 в Дубае ряд стран, в числе которых оказались и государства-члены Европейского Союза, присоединились к конвенции о сокращении выбросов метана в атмосферу. Напомним, что часть этих опасных для экологии выбросов происходит именно при добыче природного газа.

В такой ситуации каждый год промедления стоит Туркменистану огромных объёмов упущенной прибыли. Страна уже вложила солидную сумму в программу сокращения выбросов метана на своих крупнейших месторождениях – чтобы соответствовать уже существующим экологическим стандартам ЕС, и даже присоединилась к метановому обязательству, осознавая необходимость его соблюдения для борьбы за европейский рынок. Тем не менее утечки метана продолжаются – борьба с ними уже второй раз за год стала предметом переговоров между президентом Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым и специальным представителем президента США по климату Джоном Керри, которые состоялись 27 ноября прошлого года. Очевидно, что Соединённые Штаты желают во что бы то ни стало найти Европе заменителя российских поставок газа, при этом уважая европейские экологические амбиции. К слову, именно США в наибольшей степени помогают Туркменистану в снижении масштабов утечек метана.

Таким образом, в последние месяцы довольно явно вырисовывается картина осознанных, упорядоченных и последовательных усилий Туркменистана по борьбе за новый для себя рынок беспрецедентных масштабов. Перспективы этих усилий остаются туманными – ведь даже время, очевидно, играет против республики. Стоит также учитывать и географическую близость к Европе таких крупных экспортёров газа, как Алжир, Ливия, Египет, способных предоставить газ по более дешёвой стоимости и в куда больших объёмах. Сильно возросла и доля Соединённых Штатов, что говорит лишь о наличии относительных, но не абсолютных выгод от технологической поддержки этой страны, оказываемой Туркменистану.

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

10.02.2024