Борис Кушхов

БАХТЫ-АЯГОЗ: КАЗАХСТАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ДЛЯ НУЖД ЕВРАЗИЙСКИХ КОРИДОРОВ

21 декабря 2023 года премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов дал старт работам по возведению новой железной дороги Бахты-Аягоз в области Абай. В проекте предусмотрена двухпутная железная дорога протяжённостью в 272 километра, выходящая на границу Казахстана и КНР. Ввод новой линии в эксплуатацию запланирован на 2027 год.

В настоящее время на китайско-казахстанской границе существуют два железнодорожных пограничных пункта с развитыми грузовыми терминалами – речь идёт о пунктах Хоргос и Достык-Алашанькоу. Через них проходит до 50% всех грузов, следующих по маршруту Китай-Европа: почти в два раза больше, чем через российско-китайский пограничный пункт Забайкальск-Маньчжоули, и в 2.5 раза больше, чем через трансмонгольскую железную дорогу (Эрэн-Хото – территория Монголии – Наушки). По этой причине можно сделать вывод о том, что мощность работы данных пограничных переходов и их грузовых терминалов почти достигла их технической пропускной способности. В нынешних условиях динамичного роста объёмов «евразийского транзита» сохранение такого положения будет обозначать значительные убытки для ряда государств – и, в первую очередь, для самого Казахстана, который потеряет часть «транзитной ренты». Именно для упреждения подобной ситуации в декабре 2023 года началось строительство железнодорожной линии Бахты-Аягоз.

Обе ныне существующие трансграничные железнодорожные ветки, проходя через границу Казахстана и КНР, вскоре соединяются в единую магистраль в китайском городе Цзинхэ, после чего единый грузовой поток уходит на восток Китая. Новая железная дорога Бахты-Аягоз выходит на казахстанско-китайскую границу севернее данных переходов, и соединяется с основной железной дорогой гораздо восточнее. Это позволяет нарастить за счёт ввода в эксплуатацию данной дороги и продолжающего её китайского участка пропускную способность нынешних двусторонних коридоров наиболее эффективно избегая перегрузку железнодорожной сети на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. В результате, после ввода в эксплуатацию третьего железнодорожного перехода на границе двух стран их суммарная пропускная способность увеличится не на треть, а почти на 40% — с нынешних 28 миллионов тонн до 48 миллионов.

Вероятнее всего, Бахты-Аягоз станет частью нового международного коридора, соединяющего Китай с Европой через Казахстан и Российскую Федерацию: дорога Бахты-Аягоз ориентирована на северо-запад, тем самым обеспечивая прямой выход на российско-казахстанскую границу через Семей и Павлодар до российского Омска – или же до Челябинска через Астану.В пользу этой теории говорит и статус Бахты в качестве самого северного железнодорожного пограничного перехода на границе КНР и Казахстана, предусмотренного в национальных планах развития железнодорожной сети.

Бахты-Аягоз является важным, но не единственным проектом Казахстана в области развития евразийских коридоров: в своём выступлении на Саммите ЕАЭС, состоявшемся 26 декабря 2023 года, президент Казахстана упомянул в качестве первоочерёдных проектов республики в области транспорта строительство сухих портов Бахты и Калжат: первый как раз будет расположен в точке примыкания новой железной дороги к границе с Китаем. Второй перспективный сухой порт также расположен на границе с КНР и, несмотря на достаточно отдалённое от нынешних коммуникаций положение посёлка Калжат, в будущем может стать началом самого короткого транзитного маршрута, проходящего через крупнейший город Казахстана – Алматы на запад, связав его с китайской железнодорожной сетью практически прямой линией. В этой связи стоит также учитывать начавшееся в октябре 2023 года строительство обходящей этот город железнодорожной магистрали, которая позволит ускорить время прохождения железнодорожными составами этого весьма загруженного и протяжённого участка. Минуя обходную железную дорогу Алматы, составы из КНР могут в кратчайшие сроки добираться до крупнейших железнодорожных узлов Узбекистана, а также каспийских портов Казахстана и Туркменистана. Впрочем, новая железная дорога имеет не менее серьёзное значение и для сугубо двусторонних перевозок, которые также значительно выросли в этом году.

Всего же в ближайшие годы в Казахстане планируют построить более 1300 километров новых железных дорог.

Таким образом, последние проекты Казахстана в области транспортно-инфраструктурного строительства говорят о том, что республика стремится принять активное участие во всех перспективных конфигурациях железнодорожного маршрута «Китай-Европа», занимаясь увеличением пропускной способности на линиях КНР-Казахстан-Россия-Европа, одновременно с этим создавая максимально эффективные маршруты выхода из КНР к Каспийскому морю и другим железнодорожным магистралям Центральной Азии через территорию Казахстана.

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

06.02.2024