Борис Кушхов

ТАДЖИКИСТАН И КЫРГЫЗСТАН: НЕСПОКОЙНАЯ ГРАНИЦА СТАНЕТ СПОКОЙНЕЕ?

В сентябре-декабре 2023 года наблюдается значительное продвижение в деле согласования наиболее богатой территориальными спорами границы в Центральной Азии, а именно границы между Таджикистаном и Кыргызстаном. Из почти 1000 километров линии, разделяющей две республики, несогласованными долгие годы оставались почти 400 километров. Теперь же стороны объявляют сроки завершения всех работ, призванных исчерпать конфликтный потенциал данной проблемы.

Работы по согласованию границы Таджикистана и Кыргызстана активизировались в октябре 2023 года – в ходе двух встреч высокопоставленных представителей были согласованы почти 75 километров границы. 11 декабря в своём официальном заявлении президент республики Кыргызстан Садыр Жапаров заявил об завершении согласования границы двух стран к весне 2024 года. 1 и 12 декабря состоялись встречи сопредседателей правительственных делегаций Таджикистана и Кыргызстана по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской государственной границы. В ходе последней на этот момент встречи было объявлено о согласовании сторонами 90% границы.

По итогам данных встреч подписаны двусторонние протоколы – тем не менее, их содержание не было опубликовано на официальных порталах правительств двух государств. Переговоры проходят в достаточно закрытом формате и без участия общественности и международных посредников.

Споры касательно ряда приграничных территорий ведутся в регионе с самого момента появления данной границы — парадоксально, но на заре существования СССР она первое время разделяла Узбекскую ССР и РСФСР. До конца 1920-х годов территория нынешнего Таджикистана находилась в составе Узбекской ССР: в это же время до 1936 года «Кара-Киргизия» была сначала анклавной автономной областью в составе РСФСР, а позже – и автономной ССР.

В конце 1920-х годов, когда происходила основная фаза пограничного размежевания, распределение населённых пунктов по сторонам от границы производилось по этническому фактору – происходило так называемое «этническое размежевание». Однако не все участки границы состояли из вереницы моноэтничных поселений – так, в Ферганской долине, на которую приходится значительная (и самая конфликтная) часть нынешней границы двух стран, жило смешанное население – в одном городе или селении имелись значительные диаспоры и узбеков, и таджиков, и киргизов.

Кризис «межэтнического размежевания» проявился и позднее – в 1930-е годы, в ходе хозяйственного освоения и реорганизации этой части Центральной Азии: сюда в те годы пришла коллективизация, в результате которой в трансграничной зоне стали образовываться крупные коллективные хозяйства. Так как каждое из них представляло собой структуру с самостоятельной ресурсной базой (как правило, речь идёт о пастбищах или земледельческих угодьях, а также о водных ресурсах), для нормального функционирования хозяйств и их ресурсного обеспечения приходилось распространять колхозные территории и на противоположной стороне границы. В те времена подобное обстоятельство ни у кого не вызывало осуждения – граница была номинальной и открытой, а власть по обе её стороны была за большевиками.

Первая эскалация трансграничного конфликта произошла ещё в 1989 году – на волне всплеска межэтнических противоречий по всему Советскому Союзу. Тогда границы по-прежнему оставались номинальными, однако они всё сильнее проявлялись «в умах» обитателей прилегающих к ней районов, в среде которых вызревало этнополитическое самосознание.

Неудивительно, что трансграничный конфликт, обострившийся на закате советской эпохи, распространился и на эру независимого существования центральноазиатских республик. Споры между политиками, учёными и общественными деятелями двух государств касательно некоторых участков не умолкают до сих пор: таджикская сторона считает, что Кыргызстан удерживает за собой часть территорий республики, ссылаясь на то, что границы Таджикской ССР (и Республики Таджикистан как её правопреемницы) следует определять по документам 1924-1927, 1932 и 1936 годов – в силу того, что именно в эти годы производился обмен территориями республик в рамках процедуры, установленной в Конституции СССР. Дальнейшие изменения, по мнению специалистов из Таджикистана, имели не политический, а хозяйственный характер: Такое разграничение «законных» и «незаконных» изменений границ было установлено Специальной комиссией Верховного Совета СССР по определению границы между республиками, созванной в 1990-м году по обоюдному согласию республик – сразу после первой эскалации приграничного конфликта.

В это же время представители политических и научных кругов Кыргызстана отмечают, что сам распад СССР, который привёл к образованию суверенных республик, происходил отнюдь не по конституционным процедурам, и настаивают на сохранении той фактической конфигурации спорных участков границы, которая имелась на момент распада единого государства.

Последние крупные столкновения между местным населением (реже-погранчастями) происходили в 2014, 2021 и 2022 годах. Сообщалось об убитых и раненых с обеих сторон.

Спор двух стран распространился уже и на международные организации – так, в сентябре прошлого года министр иностранных дел Таджикистана обвинил в своём выступлении в ООН кыргызскую сторону – за то, что она «удерживает за собой 211 000 гектаров земельных участков законной территории Республики Таджикистан». Также, актом нарушения территориальной целостности Таджикистана провозглашались создание Кыргызстаном в 1999 году Баткенской области, в которую были включены спорные участки, с дальнейшим принятием закона «Об особом статусе Баткенской области» в 2021 году, предполагающем милитаризацию этого региона.

Нынешний «прорыв» в преодолении споров двух стран вокруг их совместной границы может быть вызван целым рядом различных факторов. Весьма вероятно, что Кыргызстан и Таджикистан пришли к согласию из-за необходимости обеспечить стабильность и безопасность для перспективных транспортно-инфраструктурных и энергетических магистралей, которые планируется проложить или через границу двух стран, или в непосредственной близости от неё. Речь идёт о проектах железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан, поддержанной в ходе саммита Китай - Центральная Азия 2023 года, а также о перспективных планах Таджикистана и Кыргызстана создать международную ЛЭП для экспорта электроэнергии двух стран в Афганистан и Пакистан. В этом плане мир и безопасность в ферганской долине является важным условием транспортно-инфраструктурного и торгово-экономического развития всего региона. Немаловажным условием для прогресса стало политическое сближение с Таджикистаном и Кыргызстаном Узбекистана, которое начало набирать обороты в 2018 году: напомним, что Узбекистан также является участником территориальных споров вокруг Ферганской долины. Обобщая сказанное, одним из главных импульсов к решению споров Таджикистана и Кыргызстана мог стать значительный рост взаимозависимости центральноазиатских республик в контексте новых транспортных и энергетических проектов Евразии, наблюдаемый с начала 2023 года.

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

19.01.2024