Константин Асмолов

ДАЙДЖЕСТ МЕЖКОРЕЙСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ КОНЦА ЯНВАРЯ - НАЧАЛА ФЕВРАЛЯ 2024 г.

Предыдущий текст мы закончили стрельбами от 7 января, а потом отдельно отметили пуск МБР от 14 января, но напряженность не спадает и ее новый градус постепенно становится новой нормой. Ракетные пуски с одной стороны, совместные учения с другой.

С 15 по 17 января военно-морские силы РК, США и Японии провели совместные учения в водах южнее острова Чечжудо. В них приняли участие два южнокорейских эсминца, пять кораблей ВМС США, в том числе, авианосец Carl Vinson, и два корабля морских сил самообороны Японии. Это были первые трёхсторонние военно-морские учения после того, как в июне прошлого года была достигнута договорённость об их регулярном проведении.

«Учения направлены на укрепление потенциала сдерживания и реагирования трех стран на ядерную и ракетную угрозу Северной Кореи, а также на морские угрозы», — говорится в пресс-релизе ОКНШ РК. «Оно также было сосредоточено на реагировании на угрозы безопасности на море, включая транспортировку оружия массового уничтожения, и укреплении трехстороннего сотрудничества в установлении международного порядка, основанного на правилах».

С 15 по 26 января США и Южная Корея на базе Командования киберопераций РК впервые провели совместные учения по кибербезопасности, направленные на усиление потенциала реагирования и борьбы с растущими угрозами, исходящими из киберпространства. В ходе них профильные специалисты двух стран обменялись информацией о попытках взлома и мерах реагирования. В дальнейшем союзники намерены развивать взаимодействие в данной сфере, включая расширение учений и тренировок, профессиональное обучение и обмен технологиями. Отмечается, что Сеул и Вашингтон также изучают способы противодействия незаконной деятельности КНДР в киберпространстве.

С 16 по 25 января военнослужащие РК (патрульный самолёт Р-3 и около сорока военнослужащих) приняли участие в международных противолодочных учениях Sea Dragon, которые проводятся под руководством США у берегов Гуама. Данные учения проходят ежегодно с 2014 года при участии стран, имеющих в составе военно-воздушных сил морские патрульные и разведывательные самолёты. Цель учений Sea Dragon — повышение возможностей воздушных средств в борьбе с подводными лодками.

19 января агентство ЦТАК, не раскрывая подробностей, сообщило, что Северная Корея провела успешные испытания подводной системы ядерного оружия «Хэиль-5-23», которая находится в разработке. Испытания проведены в ответ на «враждебные манёвры военно-морских сил США и их союзников» с участием американского атомного авианосца. «Вооруженные силы КНДР ни в коем случае не будут допускать безрассудную военно-конфронтационную истерику, ответственным, решительным и отважным применением сил сдерживания будут внушать врагам страх и надежно защищать на основе мощной силы безопасность государства и мир в регионе».

В ответ Южная Корея осудила заявленное Севером испытание оружия как нарушение резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и провокационный акт, который угрожает миру на Корейском полуострове и во всем мире. Более того, 21 января представитель администрации президента Южной Кореи заявил, что, согласно результатам анализа, информация о проведении КНДР накануне испытания подводной системы ядерного оружия преувеличена или сфабрикована.

18 января Совет Безопасности ООН провел «углубленные консультации» за закрытыми дверями по вопросам, связанным с Северной Кореей, — де-факто в связи с тем, что в этом месяце Южная Корея начала свой двухлетний срок в качестве непостоянного члена. Представитель РК обратил внимание на изменение ядерной политики КНДР и подчеркнул необходимость внимания ко всем видам угроз, исходящих со стороны Северной Кореи, а не ограничиваться исключительно ракетами большой дальности. Однако похоже, что этим все и ограничилось.

22 января над Корейским полуостровом более пяти часов курсировал стратегический разведывательный самолёт Boeing RC-135V ВВС США. Будучи оснащённым новейшим оборудованием, американский самолёт может вести мониторинг ракетных сил противника на удалении в сотни километров.

В тот же день 22 января американский военный журнал Air & Space Forces сообщил, что в текущем месяце ВВС США и воздушные силы самообороны Японии провели в Восточном море совместные учения, в которых были задействованы два американских бомбардировщика B-1 Lancer и четыре японских истребителя F-15. По сообщению американских военных, цель учений заключалась в повышении возможностей сил сдерживания и наращивании тактического потенциала американо-японского союза.

С 22 января по 2 февраля силы специальных операций США и Южной Кореи (1-й отряд специального назначения США «зелёные береты» и подразделение «Полярная звезда») провели на базе учебного центра в Почхоне (провинция Кёнги) первые в этом году совместные тренировки. Их целью стала отработка совместных действий, улучшение оперативной совместимости и совершенствование индивидуальных навыков боя. В течение двух недель спецназовцы двух стран занимались по таким направлениям как: физическая подготовка, боевые стрельбы (днём и ночью), специальные навыки, оказание первой помощи в бою, корректировка огня с воздуха, навыки ведения боя малыми группами, проведение специальных операций. В рамках тренировок силы союзников осуществили успешное проникновение и разведку ключевых целей условного противника, после чего навели авиацию для их уничтожения.

24 января 2024 г. КНДР запустила несколько крылатых ракет в направлении Жёлтого моря. Как сообщило ЦТАК днем позже, это был первый испытательный запуск стратегической крылатой ракеты нового типа «Пульхвасаль-3-31», которая находится в стадии разработки. Испытания были очередным шагом на пути «непрерывного обновления систем вооружений, регулярной и обязательной деятельностью Главного ракетного управления и подведомственных управлению НИИ национальной обороны» и являются частью штатных задач, стоящих перед профильными исследовательскими учреждениями.

Это был первый известный запуск крылатой ракеты Северной Кореей с сентября 2023 года, когда страна произвела испытательный пуск двух стратегических крылатых ракет большой дальности с имитационными ядерными боеголовками в направлении Желтого моря.

Спустя несколько часов после того, как Север выпустил ракеты, во время своего визита в 17-е истребительное крыло на авиабазе Чхонджу, глава минобороны Южной Кореи Син Вон Сик заявил, что Северную Корею ждет конец ее режима, если она начнет войну, спустя несколько часов после того, как Северная Корея выпустила несколько крылатых ракет в Желтое море в рамках своей последней серии испытаний оружия. На объекте, где эксплуатируются 40 истребителей-невидимок F-35, Син призвал пилотов принять суровые ответные меры в случае любой северокорейской провокации, используя возможности истребителей по скрытному проникновению и высокоточному удару. На Севере высказывания министра обороны назвали «худшими нелепыми заявлениями», которые могут стать «катализатором физического столкновения».

24 января руководитель Военно-морского флота РК заявил, что его подразделения специального назначения (в том числе команда подводных подрывников UDT) в течение 10 дней проводят зимние тренировки. В ходе таковых отрабатывались техника проникновения вглубь территории противника с моря (с помощью скоростных резиновых лодок), перемещение и маневрирование в условиях заснеженной и горной местности (в т.ч. на снегоходах и лыжах), проведение разведывательных и эвакуационных операций, скрытное нанесение ударов по целям.

28 января 2024 г. Объединённый комитет начальников штабов Южной Кореи сообщил о зафиксированных около 8 часов утра в Японском море нескольких пусках крылатых ракет КНДР неустановленного типа. Запуски осуществлены из окрестностей Синпхо, где находится база подводных лодок КНДР, а также соответствующая производственная и испытательная инфраструктура, отчего появилась версия, что могли иметь место запуски из подводного положения.

Днем позже ЦТАК прояснил ситуацию: Ким Чен Ын «вместе с секретарями ЦК партии, командующим ВМС и другими руководящими кадрами руководил испытательным запуском стратегической крылатой ракеты с подлодки «Пульхвасаль-3-31» (та же ракета, что была запущена 24 января). Указанные ракеты пролетели 7421 и 7445 секунд над Японским и точно поразили цель. Лидер КНДР выразил большое удовлетворение результатом испытания и подчеркнул, что «дело ядерного вооружения ВМС является актуальной задачей времени и стержневым требованием строительства ядерных стратегических вооруженных сил государства. И выдвинул программные задачи по осуществлению дела ядерного вооружения ВМС и многогранному расширению пространства действий государственных сил ядерного сдерживания». Кроме того, Ким «обсудил вопросы, связанные с построением атомной подлодки и других новейших кораблей, обозначил очередные задачи перед соответствующими областями и план государственных мероприятий, сделал важный вывод о путях их выполнения».

В ответ представитель Объединённого комитета начальников штабов (ОКНШ) вооружённых сил РК Ли Сон Чжун сказал на брифинге, что результаты испытаний крылатых ракет подводного базирования, о которых сообщил Пхеньян, могут быть «сильно преувеличены».

30 января около 7 часов утра Северная Корея в третий раз осуществила запуск нескольких крылатых ракет в направлении Жёлтого моря.

Согласно сообщению ЦТАК от 31 января, стрельбы велись стратегическими крылатыми ракетами типа «Хвасаль-2». Их целью заявлены «проверка готовности нашей армии к срочной контратаке и повышение ее способности к нанесению стратегического удара».

С 1 по 20 февраля корпуса морской пехоты РК и США провели первые в этом году совместные учения на полигоне в районе города Пхохана провинции Кёнсан-Пукто. В них принимают участие в общей сложности около 400 военнослужащих, колёсные бронемашины K808, десантные бронемашины KAAV, танки K-1A2, беспилотные летательные аппараты, а также вертолёты. В программе проведение боевых стрельб, отработка ведения ближнего боя и взаимодействия с механизированными частями, десантная, штурмовая, медицинская, инженерная и РХБЗ подготовка.

2 февраля около 11 часов утра Северная Корея произвела очередной запуск с западного побережья. ЦТАК сообщил, что испытания «сверхкрупной боевой части крылатой ракеты» были «проведены в рамках регулярной деятельности главного управления и подведомственных ему оборонных НИИ, направленной на резкое развитие технологии в разных сторонах новых вооружений, включая функцию, мощность и управление, и не имеют никакого отношения с ситуацией в регионе».

То, что все пуски «вызывали серьезную обеспокоенность» США и РК, было настолько ожидаемо, что этот объем новостей мы просто опустим. Отметим разве что радиоинтервью министра по делам воссоединения РК Ким Ён Хо: с помощью провокаций Северная Корея стремится спровоцировать беспокойство в вопросах безопасности и вбить клин в южнокорейское общество в преддверии апрельских всеобщих выборов, в то время как система распределения продовольствия на Севере полностью рухнула на фоне хронической нехватки продовольствия.

Тут стоит напомнить, что крылатые ракеты низко летают и хорошо маневрируют, что позволяет им уклоняться от противоракетной обороны. Кроме того, пуски крылатых ракет не являются прямым нарушением резолюций Совета Безопасности ООН, запрещающих Северной Корее использовать технологии баллистических ракет. «Но это может представлять серьезную угрозу безопасности Южной Кореи, поскольку на таких ракетах могут быть установлены ядерные боеголовки». Такой точки зрения, в частности придерживается старший научный сотрудник Корейского института национального объединения Хон Мин.

Что касается типа ракеты, то Хон предполагает, что это были улучшенные версии ракет типа «Понгэ», сделанных по образцу российских ракет С-300 и С-400.

В эти же дни появилась информация, что Ким Чен Ын посетил судоверфь в Нампхо, где призвал укрепить потенциал ВМС Северной Кореи в рамках активизации подготовки к войне и защите суверенитета морских пространств. Лидер КНДР подчеркнул, что укрепление военно-морского флота страны является «самым важным вопросом», который также требует модернизации судостроительной промышленности КНДР.

Кроме того, 2 февраля в ответ на сообщение британской Daily Telegraph о том, что США впервые за 15 лет планируют разместить ядерные бомбы B61-12 на базе королевских ВВС Лейкенхит Северная Корея обвинила Соединенные Штаты в том, что они приближают мир к «ядерной войне». Как заявил исследователь Общества изучения международной политики Севера Ли Чжи Сон, это показывает, что Вашингтон является «главным преступником в распространении ядерного оружия, вдохновителем гонки ядерных вооружений и инициатором развязывания ядерной войны».

С южнокорейской стороны 2 февраля войска специальных операций сухопутных сил РК и США завершили первые в этом году совместные учения на полигоне Родригес в Пхочхоне провинции Кёнгидо с участием военнослужащих батальона «Северная звезда» Командования специальных операций сухопутных сил и первой бригады спецназа США.

Затем, 2 февраля начальник штаба ВМФ Южной Кореи адмирал Ян Ён Мо впервые посетил базу стратегических АПЛ ВМС США Кингс-бэй (штат Джорджия), а также поднялся на борт находящейся здесь субмарины класса Ohio USS Alaska (SSBN-732). В ходе состоявшихся переговоров представители флотов двух стран подробно обсудили пути укрепления сотрудничества в интересах сдерживания и реагирования на угрозы со стороны КНДР, а также договорились об активизации совместных учений, тренировок и обменов.

6 февраля американский самолёт-разведчик RC-135U Combat Sent в течение продолжительного времени находился в воздушном пространстве над Жёлтым и Японским морями.

Тем временем близилась 76-я годовщина основания Корейской народной армии (КНА). В 2023 году Северная Корея провела по этому поводу ночной военный парад, на котором впервые продемонстрировала межконтинентальную баллистическую ракету «Хвасон-18», приуроченный к 75-й годовщине основания вооруженных сил.

На фоне обострения все ждали еще один парад или иную демонстрацию силы, но 8 февраля 2024 г. Ким Чен Ын просто нанес поздравительный визит в Министерство обороны КНДР. «Его сопровождала уважаемая дочь» и секретари ЦК ТПК. Церемониально сфотографировавшись с генералитетом, Ким «выступил со знаменательной речью в которой призвал к поддержанию вооружённых сил в полной боевой готовности, добавив, что Пхеньяну больше не придётся проходить через «нереалистичные испытания» в ходе участия в переговорах и сотрудничестве с Южной Кореей.

Кроме того, по случаю праздника прошел торжественный прием и концерт, на который Ким снова пришел с дочерью. Там главным докладчиком был Пак Чон Чхон, который «выразил уверенность, что все командиры армии будут глубоко в душе хранить доверие и привилегию уважаемого товарища Ким Чен Ына, без малейших отклонений хоть на 0,001 мм от намерения ЦК партии проявлять точную и безусловную исполнительность при разработке одной операции и составлении одного плана, при отдаче одной команды, и тем с честью выполнять важную миссию и основной долг Народной Армии».

9 февраля председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал Ким Мен Су проинспектировал готовность ракетного командования армии и истребительного авиакрыла ВВС к отражению ядерных и ракетных угроз Северной Кореи. Во время инспекции Ким приказал солдатам сохранять «герметичную» позицию для ракетного реагирования и твердо нанести ответный удар в случае провокации противника.

Также с 9 февраля вместе с четырьмя другими странами Южная Корея под руководством США проводит многонациональные воздушные учения Cope North на Гуаме. Помимо «прогулки слонов», которая подразумевает плотное построение самолетов, массово выруливающих перед взлетом, южнокорейские войска принимали участие в воздушной медицинской эвакуации и учениях по десантированию персонала и грузов войсками.

Но самое интересное ждет нас весной. Существует вероятность, что в период апреля-мая т.г. недалеко от Корейского полуострова будут развёрнуты сразу пять авианосцев ВМС США. К уже находящимся неподалёку «Ronald Raegan», «Carl Vinson» и «Theodore Roosevelt» могут присоединиться авианосные группировки во главе с «Abraham Lincoln» и «George Washington» (последний должен сменить находящийся на ремонте в Японии «Ronald Reagan»). Официально Вашингтон отказался комментировать эту информацию, сославшись на соображения безопасности, но конспирологи уже сделали стойку.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

26.02.2024