Мади Халис Маалуф

ЗАПАД И АФГАНИСТАН: ОЧЕРЕДНОЙ ТУПИК

6 марта 2024 года прошло очередное заседание Совета безопасности ООН по положению в Афганистане. С докладом выступила специальный представитель Генерального секретаря и глава Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА) Роза Отунбаева, которая представила обновленную информацию о политических, гуманитарных событиях и правах человека в стране на за период с 1 декабря 2023 года.

Напомним, что мандат МООНСА заканчивается 17 марта текущего года. Данное обстоятельство вызвало активность СБ ООН на афганском направлении, о чем свидетельствуют также проведенные ранее 18 и 19 февраля консультации в Катаре. Встреча была организована генеральным секретарем ООН Антониу Гуттеришем для обсуждения ситуации в Афганистане и взаимодействия мирового сообщества с Исламским Эмиратом.

Здесь примечательно, что Движение талибов (запрещено в РФ) приглашение Гуттериша отклонило, ссылаясь на то, что ранее ООН отказалась признать талибов законным правительством Афганистана. Одним из ключевых вопросов, поднятых генсеком ООН на встрече в Катаре, стало назначение нового посланника «для координации действий между Кабулом и мировым сообществом». Естественно, представители ДТ от данной идеи также отказались.

Анализируя, описанные выше консультации можно сделать вывод о том, что усилия Запада по налаживанию диалога с Кабулом имеют тенденцию к пробуксовке. Вызвано это в первую очередь тем, что западники зациклены, в первую очередь, на проблеме формирования инклюзивного правительства и правах женщин в Афганистане. Игнорирование необходимости взаимодействовать по этим причинам с управляемым ДТ Исламским Эмиратом приводит к провалу переговоров по другим чувствительным досье: незаконный оборот наркотиков и оружия, борьба с терроризмом и миграция.

По заявлениям Гуттериша, основной задачей нового посланника станет «содействие диалогу между экстремистской группировкой (ДТ) и находящимися в изгнании оппозиционными политическими деятелями». Все понимают, что стремление к инклюзивному управлению после конфликта является стандартным дипломатическим вмешательством. Идея заключается в том, что инклюзивность жизненно важна для миростроительства, поскольку она может разрешить конфликты, вызванные изоляцией отдельных групп, и предотвратить повторное возникновение насилия.

Однако этот термин вызывает неприятные воспоминания у афганского народа, потому что он напоминает им о Боннской конференции, последовавшей за вторжением США в Афганистан. По итогам конференции в Бонне изгнанным полевым командирам страны была предоставлена возможность участвовать в последующем разделе власти, что фактически означало их безнаказанность и привело к провалу всех последующих попыток государственного строительства в Афганистане. Одна из причин непопулярности данного шага среди афганского населения, так это то, что именно полевые командиры и коррумпированные чиновники из правительства А. Гани ответственны за срыв мирного процесса с талибами.

Как итог талибским де-факто властям досталась страна с огромным количеством накопившихся за годы войны и финансового иждивенчества проблем и угроз. Так, после почти 20-летней спонсорской помощи в размере 2 трлн. долларов и почти полной зависимости от международных вливаний Афганистан оказался на пороге тотального экономического «голода» под беспрецедентными односторонними санкциями и в шаге от гуманитарной катастрофы.

В то время как Запад вместо налаживания конструктивного диалога с талибами молча ждет скатывания страны к очередной гражданской войне, соседи Афганистана предпочитают вести с Кабулом прямые переговоры. Среди успешных примеров Узбекистан (водораздел и логистические проекты), Китай (добыча полезных ископаемых), Турция (гидроэнергетические проекты и инфраструктура аэропорта), Россия, Иран и Пакистан (взаимодействие по борьбе с терроризмом и незаконной миграцией).

На сегодняшний день 17 стран имеют диппредставительства в Кабуле. Последним официально открыл свое посольство Азербайджан, однако число государств, представленных в афганской столице, определенно будет расти. Среди действующих наиболее выделяется ранее упомянутая Турция, никогда не разрывавшая отношения с афганцами и предоставлявшая Кабулу гуманитарную помощь. Анкара также поддерживала экспорт с Афганистаном в самые тяжелый для талибского правительства период в 2022 году.

Здесь же можно отметить роль ОИС как посредника в отношениях с талибами. Организация обладает потенциалом для решения, набившего западным правительствам оскомину вопроса о правах афганских женщин в исламском контексте, и может добиться гораздо большего успеха в продвижении повестки по позитивному реформированию афганского общества в сторону демократизации и светскости.

Резюмируя данные факты можно с уверенностью заявить, лучшим кандидатом на роль нового спецпосланника мог бы стать опытный дипломат мусульманин из стран Центральной Азии или Турции. Персона, обладающая такими качествами, могла бы на основе возможностей ОИС мягко продвинуть необходимые элементы демократического общества в Афганистане. Развитие диалога с восточной стороны могло бы также поспособствовать купированию попыток отдельных стран Запада сокращать помощь афганцам, предваряя ее возможное направление рядом условий в расчете на преследование своих узких интересов.

Таким образом, построение устойчивого и долгосрочного мира в Афганистане невозможно без взаимодействия с де-факто властями в лице Движения талибов по широкому спектру проблем. От этого напрямую зависит насколько быстро будет найден выход из сложившегося тупика и последующая международная реинтеграция Кабула.

Мади Халис Маалуф, политический обозреватель, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Источник: Новое восточное обозрение

15.03.2024