Владимир Терехов

ИНДИЯ: НАРЕНДРА МОДИ ПОСЕТИЛ ОАЭ И КАТАР; ДОМА ВНОВЬ БУШУЮТ ФЕРМЕРЫ

13 - 15 февраля с.г. премьер-министр Индии Нарендра Моди совершил поездку на Ближний Восток по формальному поводу участия в работе очередного “Всемирного правительственного саммита”, который представляет собой одну из многих, сформировавшихся в последние годы международных форумных площадок. Появившийся в 2015 г. по инициативе руководства Объединённых Арабских Эмиратов, ВПС ежегодно проводится с разным составом участников в столице страны Абу-Даби. Выступив на этом форуме и проведя здесь ряд встреч “по случаю”, Н. Моди отправился в Катар.

Указанная поездка в целом представляет собой примечательное событие в череде акций Нью-Дели на внешнеполитической арене начала 2024-го года. Она прошла на фоне резко обострившейся обстановки в данном регионе, приобретающем для Индии возрастающую значимость. Как, впрочем, и для всех основных участников нынешнего этапа “Большой мировой игры”, каждый из которых вспыхнувший здесь конфликт рассматривает в качестве источника самых разнообразных вызовов национальным интересам.

Как и для большей части основных игроков, данный регион служит для Индии прежде всего одним из главных источников импорта углеводородов. Хотя в последний год доля в нём России резко увеличилась. Отметим, что экономика страны более, чем на 80% зависит от импорта потребляемой нефти и почти наполовину газа.

Однако, не меньшее значение имеет фактор заметно возрастающих геополитических претензий Индии, весомость в которых проблематики контроля пространства Ближнего Востока занимает всё более заметное место. Также, впрочем, как в Африке и Юго-Восточной Азии.

В процессе завоевания здесь своего места Нью-Дели вступает в разного рода контакты с другими, не менее “заинтересованными” геополитическими игроками. А поскольку Индия всё более конкурентным образом позиционируется по отношению ко второй мировой державе, то есть своему непосредственному соседу Китаю, то естественным выглядит общий процесс её сближения с США.

Что на Ближнем Востоке проявилось, в частности, в виде формирования летом 2022 г. совместно с США конфигурации I2U2 (India, Israel, United Arab Emirates, United States). Приданию прочности этой последней должна была содействовать реализация проекта “Экономический коридор Индия — Ближний Восток — Европа” (India — Middle East — Europe Economic Corridor, IMEC), объявленного американским президентом Джозефом Байденом в ходе визита в Нью-Дели, состоявшегося в сентябре прошлого года.

Всё выглядело очень складно-гармонично и вдруг в регионе разразился ожесточённый палестино-израильский конфликт, быстро распространившийся на акваторию Красного моря (критически важного в системе мировой торговли), а также сохраняющий потенциал по вовлечению в него едва ли не всех стран региона. В который “почти автоматически” втянулся Вашингтон, неизвестно зачем 30 лет назад влезший в этот муравейник и не успевший вовремя из него “сделать ноги”.

Чего по упомянутым выше причинам не может позволить себе Индия. Неудивительно, что в конце прошлого года в акватории Красного моря появились два патрульных корабля индийских ВМС, действия которых поддерживаются самолётом морского наблюдения. И уже в середине декабря было сообщено о проведении акции по освобождению некоего гражданского судна под флагом Мальты, на борту которого якобы появилась группа “неопознанных лиц”.

Впрочем, высадившиеся на его палубу индийские морские пехотинцы не обнаружили на нём никого постороннего. И здесь возможны два варианта. Либо “неопознанные лица” оказались более осмотрительными, чем американские “коллеги” и при виде опасности в виде приближающегося военного корабля как раз вовремя отказались от нехороших намерений. Либо сам факт их появления на “мальтийском корабле” вообще является плодом журналистского воображения. Которое, как известно, особо сильно разыгрывается на войне (а также на охоте и на рыбалке).

Но несомненным является факт едва ли не первой акции Индии по обозначению своего военного присутствия в крайне важном, повторим, для неё регионе. При этом корабли ВМС Индии действуют здесь в абсолютно автономном режиме и никак не участвуют в конфликте с пресловутыми “хуситами”, который развязала “международная коалиция”, сформированная теми же США.

Также не вызывает сомнения второстепенность официального повода для обсуждаемой поездки индийского премьер-министра, для которой фоном послужила упомянутая военная акция. Напомним, что всего лишь полугодом ранее Н. Моди уже посещал те же ОАЕ в ходе обширного заграничного турне. Реальная главная цель его очередного появления на Ближнем Востоке, видимо, сводилась к оценке, что называется, “на месте” характера развития вдруг резко обострившейся здесь ситуации.

Кроме того, все последние внешнеполитические акции действующего правительства Индии следует рассматривать и с позиций предстоящих через два месяца всеобщих выборов, в ходе которых правящая два срока подряд Бхаратия джаната пати собирается в третий раз одержать убедительную победу. Ранее в НВО отмечались два примечательных мероприятия, проведенных в январе с. г. действующим руководством страны, которые привнесли немало политических очков в “копилку” БДП накануне предстоящих выборов.

Из них здесь упомянем церемонию освящения строящегося в Айодхье храма Раме, то есть одному из главных в пантеоне индуизма богов. Причём в центре всей этой церемонии оказались даже не столько служители культа, сколько сам премьер-министр. И данная крайне выигрышная для БДП религиозно-культурологическая тема получила продолжение в ходе обсуждаемой поездки лидера партии, каковым является тот же Н. Моди.

Речь идёт о приуроченном к его приезду в ОАЭ открытии грандиозного индуистского храма, строившегося здесь в течение нескольких лет по заказу главы крупнейшего эмирата “Абу-Даби”. Выступая на торжественной церемонии по данному случаю, Н. Моди заявил, что тем самым руководство ОАЕ “вписало золотую главу в историю человечества”.

Однако наверняка не меньшее количество всё тех же политических очков он приобрёл и во время последующего, случившегося 15 февраля, посещения Катара. Точнее сказать, даже не столько в ходе самой этой поездки, сколько с тем, что произошло здесь накануне. Речь идёт об освобождении 12 февраля из катарской тюрьмы восьми неких “ветеранов” ВМС Индии, арестованных здесь летом 2022 г. по подозрению в шпионаже и первоначально приговорённых местным судом к смертной казни.

Со стороны руководства Индии и лично Н. Моди немедленно последовало заявление о намерении позитивно разрешить вдруг возникшую проблему в двусторонних отношениях, что в конечном итоге и удалось сделать. В связи с чем в ходе прошедших в Дохе встреч Н. Моди выразил благодарность эмиру Катара Тамиму бен Хамад Аль Тани. По прибытии же домой первой публичной акцией премьер-министра стала встреча со счастливыми родственниками освобождённых.

Однако, здесь его ждали не только позитивные в плане предстоящих выборов события, но и довольно неприятные. Речь идёт об очередной шумной акции фермеров, требующих установления “справедливого” минимального уровня закупки государством производимой продукции. Тракторная колонна фермеров, двигавшаяся в сторону столицы, была остановлена в двухстах километрах от неё под предлогом “паралича движения по одной из главных транспортных артерий страны”.

Сделано это было путём возведения поперёк трасс едва ли не фортификационных сооружений, за сохранностью которых (а также за огромной толпой фермеров) велось наблюдение с помощь дронов. По отношению же к самим “возбудителям беспорядков” применялся арсенал современной “демократии”, включая водомёты и слезоточивый газ. Всем с этим связанным не преминула воспользоваться оппозиция.

Отметим, что за весь период независимости Индии это далеко не первая акция протеста со стороны тех, кто трудится в сфере сельского хозяйства. Которое, само по себе и согласно экспертному мнению, давно нуждается в радикальном (неизбежно болезненном) реформировании. Этим ещё несколько лет назад собралось заняться то же правительство Н. Моди и от чего оно вынуждено было отказаться после волны протестов со стороны тех же фермеров.

Тогда (в январе 2021 г.) схожая с нынешней массовая акция, принявшая достаточно символический характер, пришлась на главный праздник страны “День Республики”. Когда по главному проспекту столицы гордо промаршировали колонны молодых красавцев (и красавиц) в отутюженных военных униформах, а где-то неподалеку по переулкам на дребезжащих тракторах ехали (вряд ли принимавшие перед этим ванную) те, кто обеспечивает первых едой. И было сделано всё, чтобы пути этих двух процессий во время главного, повторим, праздника страны не пересеклись. Грустная символика, побуждающая к философского плана рассуждениям на вечную тему несправедливости мироустройства.

Чем мы здесь заниматься не будем и в порядке заключения отметим лишь, что последствия очередных фермерских протестов вряд ли перекроют весь тот несомненный позитив во внутренней и внешней политике действующего уже десять лет правительства Н. Моди.

Связанный же с ним образ одного из самых успешных премьер-министров всего периода независимой Индии только укрепился после его очередного турне по странам Ближнего Востока.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

25.02.2024