Владимир Терехов

К ВЫХОДУ "ОБЗОРА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ В 2023 Г."; КОНТЕКСТ ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРОВ

5 февраля с. г. в Индии был опубликован любопытный документ под названием “Обзор внешней политики в 2023 г.” подготовленный группой специалистов одного из ведущих “умных танков” страны, каковым является “Фонд Исследований” (Observer Research Foundation, ORF). Созданный ещё в начале 90-х годов прошлого века в основном с целью решения проблем в сфере экономики (существенным образом возникших в то время в связи с потерей главного внешнего партнёра в лице СССР), ORF постепенно расширял круг научных интересов и в настоящее время является одним из основных поставщиков руководству страны рекомендаций в области внешней политики.

Сама себя данная неправительственная организация характеризует следующими словами: “ORF сегодня играет в Индии основополагающую роль в процессе создания политического консенсуса относительно характера взаимодействия с внешним миром”. Эту роль иллюстрирует, в частности, факт появления упомянутого в начале исследования, подготовленного по случаю 30-летия образования ORF.

Вместе с МИД Индии “Фонд Исследований” стоял у истоков формирования в 2016 г. площадки “Диалог Раисина” (Raisina Dialogue), на которой ежегодно обсуждаются различные проблемы, касающиеся развития ситуации главным образом в Индо-Тихоокеанском регионе, куда смещается фокус нынешнего этапа “Большой мировой игры”. Авторитет Raisina Dialogue в международно-экспертных кругах непрерывно возрастает и сегодня он не уступает в этом плане знаменитому “Диалогу Шангри-Ла” (Shangri-La Dialogue), функционирующему с начала нулевых годов под эгидой Лондонского International Institute for Strategic Studies, IISS.

Очередной “Диалог Раисина”, одними из основных участников которого всегда выступают эксперты ORF, должен состояться 21-23 февраля с. г. и его наиболее примечательные моменты, несомненно, послужат поводом для отдельного комментирования. Повестка же дня и общий тон предстоящей работы данной площадки, видимо, существенным образом будут определяться обозначенным выше фундаментальным (на 144 страницах) документом.

Его авторы делают те или иные выводы по ключевым аспектам внешней политики Индии в прошедшем году, опираясь на обширный фактический материал, отображённый в графиках и диаграммах. Предметом проделанных исследований стали четыре основных аспекта позиционирования страны на международной арене: “Индийская внешняя политика и мультилатерализм”, “Индия и Соседи”, “Индия и Глобальный порядок”, “Индия и Мировой экономический порядок”. Основные итоги представлены в виде 15-и выводов, которые здесь нет возможности полностью воспроизвести. Поэтому остановимся только на самом примечательном (по авторскому мнению) в данной работе в целом.

И первое, что обратило на себя внимание, связано с упоминанием во “Введении” 10-летнего периода пребывания у власти, ныне правящей “Бхаратия джаната пати” с её неизменным лидером и премьер-министром Нарендрой Моди. За этот период страна сделала, без всяких преувеличений, рывок во всех аспектах государственного функционирования, являясь уже сегодня значимым участником глобальных процессов.

Само же данное напоминание, несомненно, обусловлено предстоящими через два-три месяца очередными всеобщими выборами, в ходе которых БДП во главе с Н. Моди попытается в очередной раз (третий подряд) одержать победу над разношёрстной оппозицией. И пока всё говорит о том, что такая победа будет достигнута. Причём, не менее убедительная, чем в обоих предыдущих случаях и несмотря на небывалую остроту по факту уже идущей предвыборной борьбы со всё ещё достаточно рыхлым блоком оппозиционных сил.

То есть, сам Н. Моди и ведущие функционеры БДП отнюдь не ждут победу, что называется, “в пассивном режиме”. Премьер-министр активно путешествует по стране, выступает на массовых мероприятиях, демонстрируя каждый раз достигнутые под его руководством успехи. При этом едва ли не ключевым словом в его выступлениях являются вариации слова “молодость”, используемого уже в течение нескольких лет в самых разных контекстах и применительно к различным аспектам развития страны.

Хотя использование данного термина-мема имеет и прямое смысловое обоснование. Согласно оценкам, свыше четверти нынешнего населения сраны пребывает в возрасте до 14 лет, а поколение за 65 лет составляет менее 7%. Являющаяся уже сегодня третьей мировой экономикой, Индия в этом плане резко и в позитивную сторону отличается почти от всех своих “развитых” соседей по “экономическому ранжированию”. За исключением, возможно, КНР, но и в этой стране обозначаются неблагоприятные в данном отношении тенденции.

И первый же вывод обсуждаемой работы ORF фиксирует факт поддержки внешнеполитического курса страны именно молодёжью. Впрочем, “городской”, то есть той, с которой индийским руководством ассоциируются другие знаковые слова, такие, например, как “технологический прогресс”, “наступление времени Индии в глобальной политике”. Как показали проведенные ORF опросы, 35% (“городской”) молодёжи оценили внешнюю политику правительства Н. Моди “очень положительно” и 48% просто “положительно”. В целом же указанный рейтинг одобрения внешней политики этого последнего возрос на 11% по сравнению с 2021 г.

Насколько можно понять, данный позитив в оценках молодёжью (но не только) внешнеполитической деятельности руководства страны существенным образом обусловлен председательскими функциями Индии в прошедшем году в объединении G20. В заслугу правительству записывается сам факт (который обозначен в пятом выводе обсуждаемой работы) проведения мероприятий, запланированных в рамках G20. Что было сделать весьма непросто в условиях резкого обострения международной обстановки в целом и между основными участниками данной конфигурации, в особенности.

Повторим, здесь нет возможности хотя бы обозначить все выводы данной работы ORF и далее кратко остановимся на тех из них, которые сделаны на базе исследований в разделе “Индия и Соседи”. Это направление индийской внешней политики продолжает оставаться главным прежде всего потому, что обозначенные выше глобальные, то есть выходящие за региональные рамки претензии Нью-Дели хоть и становятся всё более различимыми, но всё ещё пребывают на стадии становления.

В то время как основная внешнеполитическая проблема страны находится, что называется, “под боком”. Она следующим образом сформулирована в выводе номер восемь: “Респонденты выразили удовлетворение состоянием отношений со всеми глобальными державами, за исключением Китая”.

Данный результат служит объяснением отмеченного в том же выводе особо позитивного отношения “респондентов” к США. По уровню симпатий эта страна с показателем 81% занимают первую строчку. В следующем (девятом) выводе отмечается, что по данному показателю (77%) вторую-третью строчки делят Россия и Австралия. Замыкает же список тех самых “глобальных держав” Япония с результатом 76%.

Напомним, что за исключением РФ все три упомянутые здесь страны весте с Индией входят в региональную конфигурацию QUAD, которая, впрочем, до сих пор не имеет сколь-нибудь определённого оформления. Зато вполне определённо можно констатировать сохранение Индией традиционно-нейтрального позиционирования на международной арене. При всех обозначенных выше трендах и “симпатиях” в настроениях индийской общественности, а также в реальных мероприятиях правительства страны.

В связи со всем приведенным выше в очередной раз обратим внимание на потенциально фундаментальный характер влияния китайско-индийских отношений на дальнейшее развитие ситуации в ИТР. Их значимость в этом плане будет только возрастать по мере, на авторский взгляд, неизбежного сокращения масштабов присутствия здесь тех же США. Крайне необходимого прежде всего самому нынешнему мировому гегемону.

Что должно стать важным элементом общего процесса отхода Вашингтона от глобалистских миражей неоконов с их “ценностями ниже пояса”. Этого без всяких преувеличений проклятья США последних нескольких десятилетий, породившего нынешние возрастающие внутренние проблемы.

Данный тренд в политике лидера (уже сегодня полумифического) “Запада” должен завершить процесс полной перекройки этого последнего в целом. В частности, вполне можно ожидать исчезновения с политического поля Европы нынешней агентуры тех же неоконов, окопавшейся как в Брюсселе, так и в столицах ведущих стран континента. Весь этот (по факту, тотально антиевропейский) политический мусор, поставивший континент на грань экономического (не исключено, и вооружённого) коллапса, вполне обоснованно опасается предстоящего электорального цикла. По итогам которого может быть выметен из политического пространства Европы.

Наконец, вновь укажем на необоснованность ожиданий возникновения “более справедливого и безопасного” мироустройства, который заменяет собой его (кратковременную) “однополярную” конфигурацию. Вопреки недавним фантазиям, исторический процесс никак не желает “завершаться” и уже сегодня обозначаются как регионального, так и глобального масштабов новые противоречия. Которые являются и его движущей силой. Некоторые из такого рода проблем уже обозначаются в связи со становлением в Индо-Тихоокеанском регионе новых “центров силы”.

Среди них одним из главных является современная Индия, внешняя политики которой оказалась предметом исследований ведущей в данной области экспертной организации Observer Research Foundation.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Источник: Новое восточное обозрение

14.02.2024