Владимир Терехов

О ПОСЛЕДНИХ СОБЫТИЯХ НА МАЛЬДИВАХ, В БАНГЛАДЕШ И МЬЯНМЕ

Примечательные события последнего времени, произошедшие в перечисленных странах, интересны тем, что они характеризуют развитие ситуации в обширном регионе Индийского океана (РИО). Который, впрочем, уже почти два десятилетия включают в более общую политико-географическую категорию “Индо-Тихоокеанский регион”.

Борьба между ведущими мировыми игроками за контроль ситуации в РИО в целом, но главным образом над проходящим здесь крупнейшим торговым маршрутом, в последние годы проявляется во всё более острой форме и по разным поводам. Наиболее наглядной иллюстрацией чему, конечно, служат последние события в Красном море.

На их фоне, казалось бы, меркнет значимость всего того, что здесь далее будет обсуждаться касательно упомянутых трёх стран. По крайней мере, к такому выводу можно прийти, если судить по месту в мировом медийном пространстве, которое в нём занимают “хуситы”, а также “противостоящие им коалиционные силы”, и степени присутствия (скорее, впрочем, отсутствия) в нём же тех событий, о которых далее пойдёт речь. Тем не менее, и на авторский взгляд, заслуживающих не меньшего внимания.

Особенно с учётом более долгосрочной перспективы, когда на глобальной политической арене ещё более уверенно (чем уже сейчас) о себе заявят новые значимые игроки. К таковым в данном случае относятся в первую очередь КНР, Индия и Япония. Их возрастающая, скажем так, заинтересованность во всём, что происходит в РИО в целом и в упомянутых трёх странах, в частности, более или менее регулярно комментируется в НВО.

Итак, напомним, что в сентябре прошлого года на территории островного государства Мальдивы с населением порядка полмиллиона человек прошли президентские выборы. Их главным итогом стала не только партийно-персональная смена руководства страны, но и, похоже, её внешнеполитического курса. Что приобретает немалую значимость в разворачивающейся на пространстве РИО игре, в которой, повторим, всё более весомым образом обозначается присутствие упомянутых выше трёх ведущих азиатских держав. А также принимая во внимание тот факт, что растянувшийся в районе экватора на 800 км с севера на юг островной архипелаг Мальдивы “пересекает” тот самый главный мировой торговый маршрут.

При прежнем президенте Ибрагиме Мохамеде Солихе Мальдивы следовали достаточно отчётливо выраженным проиндийским курсом. О чём свидетельствовало присутствие на территории страны контингента индийских войск численностью в 75 военнослужащих при двух лёгких вертолётах. Они пребывают там до сих пор, но, видимо, уже в ближайшее время отправятся домой.

Именно этот вопрос находился в центре предвыборной борьбы, по итогам которой Мальдивы теперь возглавляет Мохаммед Муиззу, который вступил в неё под едва ли не ключевым лозунгом о необходимости немедленного удаления указанного индийского контингента с территории страны. Пребывая уже в статусе президента, он в очередной раз заявил об этом в начале января с.г. И не где-нибудь, а пребывая с визитом на территории КНР, где был принят лидером страны Си Цзиньпином. Не менее примечательным оказывается и тот факт, что это был первый выезд за границу нового президента Мальдив.

Обратил также на себя внимание неприятный инцидент, случившийся в мальдиво-индийских отношениях как раз накануне поездки последнего в Пекин. От некоторых членов нового правительства Мальдив прозвучали некие выпады в сторону Индии, а также в адрес лично премьер-министра страны Нарендры Моди. Вследствие чего три министра были немедленно уволены, а президент М. Муиззу произнёс необходимые извинительного плана слова. И только тогда в Индии посчитали инцидент исчерпанным.

Тем не менее, сам этот факт является показательным относительно характера смены позиционирования в РИО крошечной страны, но, повторим, занимающей крайне важное стратегическое положение. В связи с чем в Индии пока посчитали “преждевременными” разговоры о планах по организации визита М. Муиззу и в Нью-Дели.

Не без элементов драматизма, но без особых потрясений прошли 7 января с. г. всеобщие выборы в другой стране данного региона — Бангладеш. В ней проживает неизмеримо больше людей (порядка 170 миллионов человек) и к тому же она занимает не менее важное, чем Мальдивы, стратегическое положение. Здесь тоже в “цене вопроса”, наряду, главным образом, с внутренними проблемами, вполне отчётливо просматривалась внешняя компонента в виде присутствия тех же двух основных региональных “заинтересантов”. К которым проявляет намерение присоединиться Япония, причём в компании с Индией.

Уместным представляется отметить, что в процессе случившегося в 1971 г.обретения Бангладеш независимости от Пакистана исключительную роль сыграла та же Индия (и, между прочим, СССР). С тех пор Дакка, за редким исключением, демонстрирует благорасположение по отношению к Нью-Дели.

Но за прошедшие полвека, как говорится, воды утекло очень много. Одно из главных изменений, которые при этом произошли в сценарии “Большой мировой игры”, сводится к становлению КНР в качестве одного из двух основных её участников. При этом у Пекина появляются свои глобального плана интересы и проблемы. Прежде всего, в ИТР в целом, но в РИО, особенно. Стратегическую значимость для КНР приобретает задача обеспечения надёжного выхода в акваторию Индийского океана, как важнейшего элемента глобального проекта Belt and Road Initiative (BRI).

В целях её решения предпринимаются усилия по вовлечению в этот проект едва ли не всех соседей, расположенных к юго-западу от Китая. Одним из наиболее целесообразных (со всех точек зрения) транспортно-логистических маршрутов, связывающих КНР с Бенгальским заливом, мог бы стать тот, который проходил бы по территории именно Бангладеш. Представляется достаточно очевидной заинтересованность и руководства этой последней в привлечении гигантских ресурсов одной из двух ведущих мировых держав к решению собственных проблем.

Пока трудно сказать, каковы перспективы реализации “бангладешской ветви” BRI в целом. Но в июне 2022 г. на территории страны произошло знаменательное событие, каковым стало официальное открытие движения по гигантскому почти десятикилометровому автомобильно-железнодорожному мосту через крупнейший приток Ганга реку Падма. Который был построен китайской компанией. Упомянутая же выше официальная церемония прошла с участием премьер-министра Шейх Хасины.

Возглавляемое ею правительство (в периоды с 1996-2001 гг., а также с 2009 г. и до настоящего времени) балансирует в поле сил, создаваемом двумя великими соседями Бангладеш. И хотя, повторим, главное содержание “цены вопроса” прошедших в этой стране 7 января выборов сводилось к очередным итогам обостряющейся борьбы между противостоящими в течение десятилетий политическими группировками, но и обозначенная выше “внешняя” компонента в нём просматривалась достаточно отчётливо. Победа возглавляемого Шейх Хасиной блока (одержанная, впрочем, в условиях небывало низкой явки избирателей) можно рассматривать в качестве свидетельства продолжения того же балансирования внешнеполитического курса Бангладеш.

И совсем кратко о ситуации в Мьянме, то есть ещё в одной стране, расположенной между Индией и КНР. Отметим, что именно на её территории до последнего времени более уверенно (чем в Бангладеш) Пекином реализовался проект по решению упомянутой стратегической задачи.

Поэтому очень не кстати для КНР в конце октября прошлого года в Мьянме резко обострилась внутриполитическая обстановка после масштабной вспышки вооружённой борьбы на этот раз объединившихся антиправительственных сил. Пекином были немедленно предприняты меры посреднического плана в целях купирования возникшего конфликта и, судя по недавнему заявлению МИД КНР, стороны придерживаются режима прекращения огня.

Наконец, представляется уместным в очередной раз обозначить место современной России в той игре, которая разворачивается в РИО. Следует исходить из того, что по мере неизбежного сокращения масштабов присутствия здесь (и в глобальных процессах в целом) США, на первое место будет выходить фактор отношений между Индией и КНР. Исходя из того, что Москва поддерживает хорошие отношения как с Пекином, так и с Нью-Дели, необходимо приложить все возможные усилия с целью нормализации и конструктивного развития отношений между этими последними. Что будет не просто сделать с учётом масштабов “ухаживания” за Индией со стороны главных геополитических оппонентов как РФ, так и КНР. Включающего в себя, в частности, инкорпорирование в руководящие элиты США и Соединённого Королевства лиц индийского происхождения. Впрочем, первоначально отмечавшееся определённое “очарование” Нью-Дели этим фактом, кажется, проходит.

Выполнению же упомянутой выше миссии РФ начавшийся год предоставляет такой подходящий случай, каковым окажется принятие Россией функций страны-организатора и хозяйки мероприятий в рамках конфигурации БРИКС. Помимо прочего, это должно стать важным элементом “разворота на Восток” внешнеполитического курса России в целом.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Источник: Новое восточное обозрение

28.01.2024