Владимир Терехов

ПАКИСТАН НАКАНУНЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

Наступивший 2024 г. будет отмечен, среди прочего, серией разного рода общенациональных выборных процессов в десятках стран, исход каждого из которых в той или иной мере внесёт свою лепту в стремительно развивающееся переформатирование мироустройства. В связи с чем в первую очередь, естественно, возникают ассоциации с предстоящими осенью с. г. президентско-парламентскими выборами в США, то есть на территории ныне ведущей мировой державы.

Однако по нынешним тревожным временам впору произнести сакраментальное “до этого ещё надо дожить”. Поскольку уже в ближайшие дни, недели и месяцы следует внимательно понаблюдать за подготовкой, протеканием и итогами выборов в ряде стран Индо-Тихоокеанского региона, куда смещается фокус глобальных политических процессов.

7 января (то есть, видимо, уже после опубликования настоящей статьи) парламентские выборы в Бангладеш, где складывающаяся накануне ситуация выглядела достаточно напряжённой. К чему следует добавить, что эта бедная, но стремительно развивающаяся страна с численностью населения за 170 млн человек в последние годы становится объектом вполне различимой борьбы между главными региональными игроками, каковыми являются КНР, Индия и Япония Кроме того, на ситуации в Бангладеш не могут не отражаться различные аспекты обострившейся турбулентности в соседней Мьянме.

13 января пройдут парламентско-президентские выборы на Тайване, значимость исхода которых вряд ли нуждается в пояснениях. Ещё через три недели (8 февраля) вроде бы должны состояться парламентские выборы в Пакистане, то есть в 240-миллионной стране, обладающей ядерным оружием, ситуация в которой смотрится как не менее напряжённая, чем в Бангладеш. Наконец, в апреле-мае состоятся парламентские выборы на территории главного оппонента Пакистана, то есть Индии. Где, впрочем, и судя по последним событиям, никаких неожиданностей произойти не должно.

Далее более подробно остановимся на предвыборной ситуации в Пакистане, степень неопределённости которой и послужила поводом для использования приведенной выше оговорки “вроде бы”, когда говорилось о дате предстоящего в этой стране данного крайне важного мероприятия. Если строго следовать “букве” действующей Конституции, то они должны были бы уже состояться и ещё до середины октября 2023 г. Поскольку основным законом предписывается их проведение в течение трёх месяцев после истечения 5-летнего срока полномочий предыдущего парламента, избранного в середине июля 2018 г.

Напомним, что тогда убедительную победу одержала коалиция во главе с партией “Движение за справедливость” (ДзС), лидер которой Имран Хан занял важнейший в этой (парламентско-республиканской) стране пост руководителя правительства. Однако в апреле 2022 г. он был вынужден досрочно покинуть указанный пост в соответствие с формально законно проведенной процедурой. Которая, тем не менее, вызвала серьёзные сомнения относительно безупречности её “политической” компоненты.

Собственно, это последнее обстоятельство и находится в фокусе всех тех внутренних проблем Пакистана (всегда присутствовавших, но с тех пор резко обострившихся), которые обусловлены бескомпромиссностью межпартийной борьбы. На которые негативным образом накладывается едва ли не критическое состояние финансово-экономических аспектов функционирования страны, провоцирующее понятные настроения среди населения. Постоянно дают о себе знать и разнообразные кланово-религиозно-этнического плана проблемы, проявляющиеся в виде сепаратистских движений. Которые особенно заметны в провинциях “Белуджистан” и “Хайбер-Пахтунхва”, где они нередко принимают форму вооружённой борьбы.

5 августа 2023 г. одной из судебных инстанций И. Хан был приговорён (по одному из многочисленных предъявляемых ему сегодня обвинений) к трёхлетнему сроку пребывания в тюрьме с лишением права заниматься политической деятельностью в течение пяти лет. С тех пор идёт непрерывная тяжба с участием его адвокатов, разных судебных инстанций, а также, что примечательно, Избирательной комиссии.

Резко возросшая роль во всей предвыборной компании этой последней, которая, казалось бы, должна обладать исключительно технического плана полномочиями, но по факту пребывает в состоянии тяжб с теми же судебными инстанциями, характерная и о многом говорящая особенность складывающейся в Пакистане ситуации. Представляется достаточно очевидным, что именно ИК становится едва ли не главным инструментом попыток отстранения от участия в предстоящих выборах если не всей ДзС в целом, то хотя бы наиболее видных функционеров этой партии. И в первую очередь, конечно, И. Хана, временно сложившего с себя полномочия лидера ДзС, но остающегося одним из самым популярных политиков страны.

Основатель партии “Мусульманская национальная лига (Н)” Наваз Шариф, который ранее трижды занимал тот же пост премьер-министра, отрицает, что сегодня сводятся политические счёты с главным оппонентом в лице ДзС и её лидера. Поводом чему могли бы послужить схожие (не менее сомнительного плана) действия, предпринятые пятью годами ранее по отношению к Н. Шарифу накануне аналогичных парламентских выборов. Главный тезис его нынешней публичной риторики сводится к утверждению, что он готов простить личные обиды, но настаивает на “справедливом возмездии” за (якобы) нанесённый с тех пор ущерб стране в целом.

В свою очередь из лагеря оппонентов Н. Шарифа звучат реплики на тему подозрительной лёгкости, с которой сегодня снимаются все те судебные обвинения, которые и послужили пять лет назад поводом для отстранения его от участия в электоральном процессе того времени.

Всё это позволяет некоторым экспертам при определении характера политической борьбы в Пакистане, которая сама по себе оказывается обычным явлением в любой стране, использовать термин “вендетта”. Когда вопрос удержания-утраты власти приобретает слишком высокую цену не только для тех или иных политических сил, но и конкретных лиц.

В том числе этим обусловлена по факту высокая роль “силовых” структур и прежде всего Армии во внутриполитической жизни Пакистана, который в этом плане отнюдь не является исключением среди ряда других азиатских стран и “Глобального Юга” в целом. И бессмысленно определять данное явление в категориях “хорошо-плохо”. Чем сплошь и рядом занимаются разного рода международные паразиты, торгующие “проблемой соблюдения демократических норм и прав человека”.

Едва ли не единственным гарантом предотвращения развала этой ядерной, повторим, страны остаётся Армия. Кстати, именно армейское руководство Пакистана не раз выступало инициатором улучшения отношений с главным (и тоже ядерным) региональным оппонентом в лице Индии.

Хотя само оно всячески отрицает свою роль в политических процессах нынешнего Пакистана, но она представляется несомненной. “Благорасположения” военных ищут все политические силы страны. В свою очередь от имени Армии было заявлено о поддержке деятельности той же ИК в процессе подготовки к предстоящим выборам.

И едва ли не этим фактором обусловлена упомянутая выше “специфика” положения данного “технического” органа в нынешнем пакистанском электоральном процессе. Среди прочего в функции ИК входит также определение даты выборов, каковые (после длительных проволочек) в середине декабря 2023 г. были, наконец, назначены на 8 февраля с. г. В их обеспечение из государственного бюджета выделяются необходимые денежные ресурсы.

И, тем не менее, не далее как в начале января уже наступившего 2024 г. прозвучали сомнения относительно самой возможности проведения выборов в официально теперь уже заявленный срок. Только на 22 января назначено опубликование окончательного списка партий и персональных участников предстоящего электорального процесса. Видимо, потому, что, повторим, продолжаются судебные тяжбы относительно некоторых из ключевых политиков. Не говоря уже о разного рода претензиях со стороны той же ДзС об отсутствии равных возможностей по ведению предвыборной борьбы.

То есть, предстоящие парламентские выборы в Пакистане, которые рано или поздно, но всё же состоятся, вполне могут оказаться серьёзным испытанием для этой страны.

Которое и пожелаем преодолеть без особо тяжких последствий как для неё самой, так и окружающего её пространства.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Источник: Новое восточное обозрение

20.01.2024