Виктор Гончаров

НИГЕР - США: ОЧЕРЕДНОЙ ОТЛУП ЗАРВАВШЕМУСЯ ГЕГЕМОНУ

Часть первая: как в Нигере американцы «сели в лужу»

16 марта сего года военное правительство Нигера объявило о расторжении соглашения о военном сотрудничестве с США в части, касающейся статуса военнослужащих и гражданских лиц Министерства обороны США на территории Нигера.

В выступлении по национальному телевидению официальный представитель военного руководства Нигера Амаду Абдрахман заявил, что это соглашение было навязано Нигеру в 2012 году в нарушение «конституционных и демократических прерогатив» суверенного государства и «не отвечает более интересам и чаяниям народа Нигера».

Это заявление последовало на следующий день после отъезда из страны американской делегации в составе помощника госсекретаря США по делам Африки Молли Фи и главы Африканского командования США (АФРИКОМ) генерала Майкла Лэнгли и группы других чиновников, которые в нарушение всех правил дипломатического протокола прибыли в Ниамей, не согласовав свой визит с МИДом Нигера по срокам, составу делегации и предполагаемой повестке дня.

Запланированный американцами визит на 12 - 13 марта был продлен ими еще на один день в надежде встретиться лично с главой государства генералом Абдурахманом Тчиани. Но она не состоялась ввиду отказа с его стороны, по причине высокомерного поведения членов делегации на встречах с его подчиненными и грубым вмешательством в дела суверенного государства.

По заявлениям представителей Госдепа США, цель визита заключалась в том, чтобы «продолжить начатые в августе прошлого года обсуждения с руководителями правящего в стране Национального совета по защите Отечества проблем возвращения Нигера на путь демократического развития и перспектив партнерства в области безопасности и экономического развития».

Здесь следует напомнить, что призывать новое военное руководство Нигера принять меры к передаче власти гражданскому правительству Вашингтон стал сразу после переворота 26 июля 2023 года. Настойчивые советы замгоссекретаря США Виктории Нуланд, посетившей Нигер в августе прошлого года, вернуть страну на путь конституционного развития и не следовать по стопам Мали в обмен на оказание экономической помощи не возымели воздействия на местных военных. Ей также было отказано во встречах с новым руководителем страны генералом Абдурахманом Тчиани и с отстраненным от власти бывшим президентом Мохамедом Базумом, находящегося под домашним арестом.

Проводя политику «кнута и пряника», через три месяца после переворота Вашингтон объявил о том, что замораживает выделение Нигеру 200 миллионов долларов на борьбу с терроризмом и подготовку местных вооруженных сил, а также на осуществление ряда экономических программ общей стоимостью 442 миллиона долларов. Возобновление этих программ США связали с «восстановлением в стране демократического правления в короткие и заслуживающие доверия сроки».

Кроме этого, страна была исключена из списка государств, пользующихся правом беспошлинного экспорта своих товаров в США, на том основании, что она «не добилась прогресса в продвижении в общественной жизни политического плюрализма и верховенства закона».

Принимая 12 марта сего года в Ниамее очередную даму из Вашингтона, военные Нигера уже имели некоторое представление о том, с кем они будут иметь дело. Незадолго до своего визита в Нигер в интервью The Washington Post в феврале сего года Молли Фи подчеркнула, что помощь США Нигеру будет приостановлена до тех пор, пока военные руководители не определят сроки восстановления гражданского правления в этой стране.

В Ниамее не могли упустить из виду и заявления отдельных американских генералов, касающихся места Африки в борьбе США с международным терроризмом. Так, глава Европейского командования вооруженных сил США генерал Джеймс Джонс в свое время подчеркнул, что «огромный потенциал Африки делает задачу обеспечения ее стабильности императивом первостепенной важности».

А член американской делегации на переговорах в Нигере генерал Майкл Лэнгли в начале этого года выступил с предупреждением, что если США закроют свою базу беспилотников, то это будет иметь серьезные негативные последствия не только для Нигера и региона, но и в целом для претворения в жизнь контртеррористической стратегии США в Африке.

Поэтому, как представляется, еще до визита американской делегации у военных руководителей Нигера могло сложиться представление о том, что, выражаясь языком генерала Джонса, на сегодняшний день «императивом первостепенной важности» для Вашингтона является сохранение американского военного присутствия с их военно-воздушными базами для беспилотников на их территории, на чем они рассчитывали сыграть.

Начало американскому военному присутствию в Нигере было положено в 2013 году, когда США на территории международного аэропорта столицы Ниамея создали военную базу 101 для БПЛА с целью сбора разведывательной информации о передвижении и скоплениях джихадистов.

Затем в 2016-2019 годах в центральных районах страны около города Агадес была построена еще одна база ВВС, известная как база 201. Занимая территорию в 25 квадратных километров, она является вторым самым крупным военным объектом США в Африке после базы Кэмп Лемонье в Джибути. Расположенная на южной окраине пустыни Сахара, она служит своего рода аванпостом целой сети американских опорных пунктов в Северной и Западной Африке по наблюдению за деятельностью террористических организаций. Всего в ее строительство, развитие инфраструктуры и содержание Вашингтон вложил около 250 миллионов долларов. Ежегодные расходы на ее обслуживание обходятся американской казне в 30 миллионов долларов.

Дистанционно пилотируемые беспилотники MQ-9 Reaper и стратегические транспортные самолеты Boeing C-17 Globemaster III базируются только на базе в Агадесе в тысяче километров от Ниамея.

Кроме указанных двух баз, по сообщениям The New York Times, на границе с Ливией в районе города Дирку в 2018 году американцы создали еще одну секретную базу, на этот раз для ЦРУ, для нанесения ударов по исламистским боевикам, обосновавшихся в южных районах Ливии.

Что же касается численности американского персонала в Нигере, включая военнослужащих, гражданских лиц Министерства обороны и его подрядчиков, то она составляет около одной тысячи человек. И все они на сегодняшний день оказались в «подвешенном состоянии», также как и судьба американских военных баз, так как неожиданно для многих наблюдателей переговоры в Ниамее закончились полным провалом для США.

И произошло это, по мнению большинства представителей экспертного сообщества, по вине американской делегации, в первую очередь Молли Фи, которая следуя установке Джо Байдена, о том, что Вашингтон будет «всячески противодействовать нарушениям демократии в Африке путем создания таких условий для организаторов переворотов, которые для них окажутся неприемлемыми», во время переговоров в снисходительной манере поставила под сомнение целесообразность развития связей с Российской Федерацией и, как констатирует The Wall Street Journal, обвинила власти Нигера в том, что они готовят соглашение о поставках урана в Иран.

На неконструктивную позицию американской делегации прямо указывают американские политологи. Комментируя результаты переговоров, Кэмерон Хадсон, директор африканского отдела Совета национальной безопасности США при администрации Буша-младшего, в интервью Fox News Digital заявил, что «по имиджу США в регионе был нанесен чувствительный удар… и это посылает нам четкий сигнал о том, что сегодня у африканских стран есть выбор… и у них более нет необходимости выслушивать нотации США».

И далее. По словам Хадсона, американская администрация публично заявляет, что африканские страны свободны в выборе своих партнеров, но затем в частном порядке требует от них, чтобы они пересмотрели свой выбор. «Именно это лицемерие поставило нас в крайне неудобное положение в Нигере», — подчеркнул эксперт.

Одну из причин провала визита этой делегации американское издание Responsible Statecraft видит также в чрезмерной самонадеянности американского руководства, посчитавшего, что для ведения переговоров с главой африканского государства достаточно уровня помощника госсекретаря США по африканским делам в лице Молли Фи с полномочиями читать ему нотации по поводу выбора партнеров без предварительного одобрения со стороны Вашингтона, что она продемонстрировала во время переговоров с премьер-министром Нигера Али Ламином Зейном, министром обороны генералом Салифу Моди и министром внутренних дел генералом Мохамедом Тумбой.

Примерно этой же точки зрения придерживается и турецкая газета Daily Sabah, которая в статье под примечательным названием «Из-за политического высокомерия США теряют свое влияние в Африке», отмечает, что в основе последних событий в Нигере прослеживается недовольство африканских стран неоколониальной политикой западных держав, противодействующих их попыткам избавиться от односторонней зависимости Запада и диверсифицировать свои отношения с новыми мировыми игроками, пришедшими на континент.

Часть вторая: США у разбитого корыта

Как отмечает нигерийская газета Business Day, выходящая в Лагосе, столице Нигерии, попытки США оказать давление на военное руководство Нигера, чтобы оно «дистанцировалось от России», в сочетании с высокомерным отношением к многолетним партнерам, возымело в конечном итоге контрпродуктивный эффект, приведший к серьезному осложнению отношений с одним из своих главных союзников в регионе и не менее серьезному удару по престижу гегемона.

Что касается важности Нигера для США, то в понимании бывшего командующего силами специальных операций США в Африке с 2017 по 2019 год генерала Маркуса Хикса, это звучит так: «Нигер был нашим последним бастионом надежды и безопасности в зоне Сахеля», поэтому «сама мысль о том, что мы оставим вакуум для пагубного российского влияния была бы настоящей трагедией».

Индийское новостное агентство ANI News считает, что, несмотря на то, что решение Нигера явилось чувствительным ударом по престижу США, необходимость для Вашингтона сохранения своего военного присутствия диктуется также тем обстоятельством, что авиабаза в Агадесе, являющаяся их важнейшим военным объектом в зоне Сахеля, предназначена не только для борьбы с джихадизмом, но и для демонстрации своей военной мощи таким конкурентам на Черном континенте, как Россия и Китай.

Неудивительно, поэтому, что по заявлению представителя Госдепа, США по каналам посольства в Нигере продолжают вести переговоры с местными властями о сохранении своего военного присутствия в этой стране. Что касается правительства Нигера, то со своей стороны, как представляется, оно оставило янки своего рода «лазейку» для продолжения контактов.

Дело в том, что руководство Нигера, квалифицировав военное присутствие США нелигитимным, не сделало при этом официально задокументированных представлений о выводе войск. Поэтому, как замечает The Washington Post, в Вашингтоне сочли, что оно руководствовалось при принятии этого решения не столько стремлением прекратить военное сотрудничество с США, сколько недовольством последними заявлениями представителей американской администрации в каком направлении им следует двигаться дальше и с кем устанавливать партнерские отношения.

Но, зная о тяжелом экономическом положении Нигера и его зависимости от американской помощи, следует ожидать, что Вашингтон в процессе переговоров будет всячески затягивать снятие экономических санкций с целью получения от него максимальных преференций для сохранения своего присутствия.

Кроме этого, после переворота 26 июля 2023 года США также прекратили делиться с властями Нигера разведывательной информацией о деятельности террористов, чтобы, как отмечает американское издание The Conversation, оказать нажим на военную хунту и в конечном итоге заставить ее отказаться от власти.

С целью оказания давления на Ниамей и сделать его более сговорчивым американцы широко распространяют информацию о том, что они ведут переговоры о создании альтернативных баз в других странах Западной Африки.

Так, председатель Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Чарльз Браун 19 марта заявил, что США рассматривают другие варианты для размещения своих войск в странах Западной Африки. В частности, как пишет издание The Conversation, к числу таких стран относятся Гана, Кот-д’Ивуар и Бенин.

В провале Вашингтона в Нигере официальная пропаганда янки в очередной раз беспардонно обвинила Россию. Командующий АФРИКОМ генерал Майкл Лэнгли утверждает, что, заключив соглашение о военном сотрудничестве с Нигером в январе сего года, Москва преследует цель «поставить под свой контроль» всю зону Сахеля.

Но американский генерал промолчал, что начало военным связям Нигера с Россией было положено в 2017 году подписанием соглашения с правительством президента Махамаду Иссуфу, активно сотрудничавшим с США, которое предусматривало поставки в Нигер продукции оборонного характера и обмен опытом в борьбе с терроризмом.

А что касается вопроса о том, кто виноват в провале американской политики в Нигере, то можем порекомендовать интересующимся лицам проанализировать статью американского издания The Intercept под очень интересным названием — US-trained Niger junta kicks out US troops, drone base,- что в переводе на русский язык звучит примерно так — Прошедшая в США военную подготовку хунта Нигера выдворяет из своей страны американские войска с военной базы американских беспилотников.

По данным этого издания, по меньшей мере пять военных лидеров государственного переворота в Нигере в июле 2023 года прошли военную подготовку в США. После прихода к власти они же назначили пятерых сотрудников нигерских сил безопасности, также обучавшихся в США, на должности губернаторов провинций.

Одной из причин, подвинувших военных Нигера взять власть в свои руки, явилась низкая эффективность контртеррористической стратегии США и Запада в целом в зоне Сахеля. В то время как численность американских войск в Нигере за последнее десятилетие выросла в 9 раз, то угроза терроризма за это же время возросла многократно.

Если в 2002 году, по данным Госдепа США, жертвами террористов в зоне Сахеля было 23 человека, то в 2023 году их количество, по оценкам Африканского центра стратегических исследований министерства обороны США, составило 11643 человек.

Упор в африканской политике США, также как и Франции, на чисто военные методы борьбы с терроризмом, по заключению экспертов Лондонской школы экономики, не принес ожидаемых результатов. Более того, активность террористических организаций за последние 3 - 4 года резко возросла, особенно в западных районах Сахеля. Если ранее их деятельность в большей степени объяснялась причинами местного характера, связанными с этно-племенными противоречиями, борьбой за контроль над природными ресурсами и земельными угодьями, а также за политическое влияние в стране, то в последнее время оказание Вашингтоном поддержки африканским авторитарным режимам, следующим в русле его политики, привело к росту антиамериканских настроений, воинствующего исламизма, и перерастанию этой борьбы в войну с чуждой им западной цивилизацией, приходят к выводу лондонские эксперты.

Еще одну причину роста антиамериканских настроений эксперты американского издания Responsible Statecraft видят в том, что сменяющие друг друга командующие АФРИКОМ в своих заявлениях о положении в Африке не перестают представлять ее как регион, где угрозам, создаваемым многочисленными террористическими организациями, а также «экспансионистской политикой России и Китая», могут противостоять только США со своими верными африканскими союзниками, ставя таким образом последних в заведомо зависимое от Вашингтона положение и противодействуя их намерениям в условиях глобализации выбирать подходящих для себя партнеров.

Кроме этого, главную угрозу своим интересам США видят в стремительном распространении китайского «экономического цунами» по всему континенту со всеми вытекающими из этого политическими последствиями. «Африка — это витрина китайского успеха» — пишет корреспондент британской «Guardian». — Туда, куда американцы пришли с дронами, там китайцы строят дороги, мосты и плотины… В Африке Вашингтон больше одержим Китаем и Ираном, нежели джихадизмом», делает вывод журналист.

По мнению бывшего главного экономиста Всемирного банка Джозефа Стиглица, «основная проблема, с которой США столкнулись в Африке сегодня, заключается в том, чтобы найти правильное соотношение между строительством баз для беспилотников в целях борьбы с терроризмом и укреплением делового сотрудничества с африканскими странами, способствующего взаимовыгодному экономическому и социальному развитию. От милитаристского акцента в африканской политике США должны совершить сдвиг в сторону торговли, финансов и культурного сотрудничества. Африканская политика должна быть такой же разнообразной, как африканский ландшафт» — считает американский экономист.

Виктор Гончаров, эксперт-африканист, кандидат экономических наук, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

05.04.2024