Виктор Гончаров

АФРИКАНСКИЙ РОГ В ТРЯСИНЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО СОПЕРНИЧЕСТВА

Часть первая: Эфиопо-сомалийский конфликт

И без того напряженная обстановка в районе Африканского Рога с началом Нового года резко обострилась. Это связано с тем, что 1 января сего года премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед подписал с президентом самопровозглашенной республики Сомалиленда Мусой Бихи Абди меморандум о взаимопонимании, по которому Эфиопия может получить в аренду сроком на 50 лет участок побережья Красного моря длиной 20 километров в районе порта Бербера для создания торгового хаба и в перспективе военной базы.

Взамен Сомалиленд получит от Эфиопии часть акций государственной Ethiopian Airlines, крупнейшего авиаперевозчика в Африке, и что самое главное — обещание дипломатического признания Аддис-Абебой Сомалиленда, бывшего британского протектората, который, как повествует The Economist, после получения независимости от Великобритании через пять дней 1 июля 1960 года объединился с итальянским Сомалилендом, образовав единое Сомали. Однако, через пять месяцев после свержения режима Сиада Барре 18 мая 1991 года бывший британский протекторат объявил о своей независимости и выходе из состава Сомали, охваченного междоусобной войной «всех против всех».

После обретения в 1993 году Эритреей независимости и потери Эфиопией, страной со 120-тью миллионным населением, выхода к морю, ее руководители долгое время рассматривали доступ к Красному морю как стратегический императив, носящий «экзистенциальный характер». Они, в частности, вели переговоры по этому поводу с властями Судана, Кении и последний раз в 2018 году с тем же Сомалилендом, но безуспешно. С тех пор около 90 процентов объема ее импортно-экспортной торговли проходит по коридору между Аддис-Абебой и Джибути, что, по данным Всемирного банка, обходится ей в полтора миллиарда долларов в год и оказывает сдерживающее влияние на ее экономическое развитие.

Что же касается Сомалиленда, то заинтересованность его лидеров в заключении сделки с Эфиопией объясняется тем, что это может положить начало его постепенного международного признания. Несмотря на то, что с 1991 года, как самостоятельное государственное образование оно де-факто функционирует со своей конституцией, государственным флагом, паспортной системой, собственной валютой и собственными вооруженными силами, Сомалиленд на сегодняшний день признан только одним Тайванем.

Примечательно, что ЕС, не признавая его независимость, оказывает ему поддержку в создании дееспособных государственных институтов. Представители Брюсселя, которые в 2021 году наблюдали за проведением последних выборов, поздравили народ, правительство, избирательную комиссию и политические партии Сомалиленда с их успешной организацией и проведением.

К числу стран, которые сегодня поддерживают консульские отношения с этим непризнанным государством, относятся Кения, Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ, США, Великобритания, Германия и Франция.

Хотя с юридической точки зрения меморандум о взаимопонимании не считается обязывающим документом, и является всего лишь декларацией о намерениях, в зарубежных СМИ он вызвал волну самых противоречивых оценок, начиная от резкого осуждения и кончая поддержкой при соблюдении ряда условий.

Возможное признание Эфиопией суверенитета Сомалиленда вызвало бурную реакцию, в первую очередь, со стороны Сомали, расценившего это намерение как «вопиющее нарушение его суверенитета и единства», и отозвало своего посла из Аддис-Абебы. «Мы рассматриваем это как акт агрессии против суверенитета и территориальной целостности Сомали и как прямую угрозу его морским ресурсам, которые мы будем защищать… чего бы это ни стоило», — заявил премьер-министр Сомали Хамза Абди Барре.

Заручившись поддержкой парламента, президент Хасан Шейх Махмуд, заявив, что «Сомали никому не уступит ни одного дюйма своей земли», 3 января призвал Совет безопасности ООН и Африканский союз (АС) «созвать срочные заседания для рассмотрения нарушений со стороны Эфиопии».

Реакция руководящих органов Африканского союза на обострение эфиопо-сомалийских отношений носила в основном довольно сдержанный характер. Совет мира и безопасности АС воздержался от прямого осуждения действий Эфиопии, но указал на необходимость «уважать единство, территориальную целостность и суверенитет всех государств-членов АС».

Кроме этого, он попросил председателя Комиссии АС Муссу Факи Махамата «призвать в срочном порядке» Высокого представителя АС на Африканском Роге Олусегуна Обасанджо, бывшего президента Нигерии, чтобы содействовать развитию диалога между двумя странами и представления информации о развитии событий Совету мира и безопасности.

Участники Межправительственной организации по развитию (ИГАД) стран северо-восточной Африки, в которую входят Эфиопия и Сомали, на состоявшемся 18 января сего года саммите в столице Уганды Кампале, также ограничились «выражением глубокой озабоченности в связи с обострением отношений между двумя странами» и призвали их к «снижению напряженности и налаживанию конструктивного диалога».

В принятом заявлении саммита подчеркивается, что «Аддис-Абеба не утверждает, что признает эту самопровозглашенную республику, но проведет углубленную оценку этой проблемы с целью определения своей позиции в отношении ее международного признания».

Вместе с тем, глава Лиги арабских государств (ЛАГ) Ахмед Абуль Гейт на экстренном заседании глав ЛАГ 18 января заявил, что «сделка» между Эфиопией и Сомалилендом «представляет собой вопиющее посягательство на арабские, африканские и международные принципы». По замечанию представителя Эфиопии, за этим заявлением главы ЛАГ просматриваются интересы Каира.

Не добившись решительного осуждения Эфиопии на уровне африканских региональных организаций, 23 января сего года Сомали обратилось в Совет Безопасности ООН с официальным заявлением о том, что меморандум, подписанный Эфиопией и Сомалилендом, «представляет собой незаконное нарушение его суверенитета и территориальной целостности» и требует осуждения со стороны ООН. Одновременно правительство Эфиопии представило в Совбез свою позицию по данному вопросу.

Рассмотрев заявления сторон, 29 января сего года СБ ООН под председательством Франции рекомендовал Сомали и Эфиопии урегулировать возникшие между ними разногласия в рамках Африканского союза и Межправительственной организации развития (IGAD) в составе Джибути, Кении, Сомали, Судана, Уганды, Эритреи, Эфиопии и Южного Судана.

Но эта рекомендация ООН не была услышана руководством Африканского союза. По информации кенийской газеты The East African, 20 февраля сего года на заседании СБ ООН спецпредставитель Генсека ООН в Сомали Катрион Лэйнг выразила разочарование тем, что Ассамблея глав государств и правительств стран АС, состоявшаяся в Аддис-Абебе 17 - 19 февраля, «обошла этот вопрос стороной». Вместо этого она сосредоточилась на обсуждении проблем образования, науки и инновационных технологий, затронув вопросы мира и безопасности «мимоходом».

Таким образом, посреднические усилия всех этих организаций пока результата не принесли. Более того, они зашли в тупик после заявления президента Сомали Хасана Шейха Махмуда о том, что он не намерен вести переговоры до тех пор, пока Эфиопия и Сомалиленд не откажутся от этой «сделки».

Что касается реакции Вашингтона, то представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби выразил обеспокоенность тем, что дальнейшее обострение напряженности в отношениях между Сомали и Эфиопией может подорвать усилия по борьбе с исламистской группировкой «Аш-Шабааб» (запрещена в РФ), действующей в Сомали. ЕС, в свою очередь, подверг критике подписание меморандума и потребовал от Эфиопии уважать «единство, суверенитет и территориальную целостность Сомали». Но вместе с тем, как отмечается в аналитических кругах, эти заявления не оставляют Могадишо иного выбора, кроме как использовать дипломатические методы разрешения конфликта.

Его урегулирование осложняется тем, что кроме трёх непосредственных участников — Эфиопии, Сомалиленда и Сомали, в него вовлечены не менее дюжины внешних игроков, как регионального, так и мирового уровня, которые все без исключения преследуют свои узкокорыстные геостратегические интересы и стравливают государства этого региона, препятствуя развитию межрегионального сотрудничества.

Это приводит к тому, что страны-соседи очень часто оказываются по разным сторонам баррикад. Так, например, в затянувшейся гражданской войне в Судане Египет, Эритрея, Сомали и Южный Судан поддерживают главу нынешней военной администрации Судана генерала аль-Бурхана, а Эфиопия и ОАЭ выступают в поддержку его соперника генерала-сепаратиста Хемедти, что может привести к развалу суданского государства.

Для понимания всех сложностей возникшего конфликта, в эпицентре которого оказался Сомалиленд только потому, что он находится в районе стратегически важного Аденского залива, представляется целесообразным в последующих материалах обрисовать хотя бы приблизительную динамику геополитического соперничества основных внешних игроков, в нем задействованных.

Часть вторая: Реакция на меморандум Анкары

Непримиримая позиция Сомали по поиску взаимоприемлемого разрешения конфликта с Аддис-Абебой объясняется характером близких отношений, сложившихся у Могадишо с Анкарой. Толчком к их развитию послужил визит бывшего в то время премьер-министром Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в августе 2011 года. Это было первое за двадцать лет посещение Сомали высокопоставленной делегацией из неафриканской страны.

На тот момент Сомали находилось в положении «несостоявшегося государства», охваченного войной всех против всех, и остро нуждалось в срочной продовольственной помощи. По итогам визита, кроме продовольствия Анкара незамедлительно поставила в Сомали медицинское оборудование и препараты для оказания помощи населению.

После вытеснения в 2012 году международными силами ООН (костяк которых, между прочим, составляли вооруженные силы Эфиопии) террористов «Аш-Шабааб» (организация запрещена в РФ) из сомалийской столицы Могадишо Турция была первой страной, которая восстановила дипломатическое присутствие в Сомали, а её представители приступили к активному освоению нового рынка сбыта своих товаров и инвестированию в наиболее перспективные сферы производства и услуг.

В результате за прошедшие годы Турция превратилась в главного партнера Сомали во всех областях сотрудничества, включая вопросы государственного строительства. Между двумя странами заключены долгосрочные соглашения как в сфере военного взаимодействия, так и развития, и расширения экономических связей, в том числе касающихся разведки нефти, газа и рыболовства на шельфе Сомали.

В итоге на сегодняшний день отношения двух стран достигли такого уровня, что нынешний министр обороны Абдулкадир Мухаммад Нур, получивший образование в Турции, еще будучи некоторое время тому назад в должности министра юстиции, заявил, что «не будет преувеличением сказать, что турецкий язык стал вторым языком в Сомали».

Это привело к тому, что сомалийская диаспора, которая традиционно базировалась в Европе и Северной Америке, как отмечает канадское издание Politics Today, стала перемещаться в Турцию и вкладывать свои капиталы в турецкую экономику. Эксперты издания считают, что это является еще одним свидетельством эффективности турецкой дипломатии в сфере культурных связей в Африке, которая в конечном итоге ведет к углублению турецко-сомалийских отношений по многим направлениям - от государственного строительства до сферы безопасности и от образования до культурного сближения народов.

В качестве дивидендов от связей с Сомали Анкара добилась получения от него крупных контрактов в сфере строительства. Хотя в последнее время серьезную конкуренцию стали представлять китайские строители, тем не менее сегодня большая часть строительных работ в этой стране осуществляется турецкими компаниями. В рамках осуществления инвестиционных программ, в первую очередь в восстановлении объектов разрушенной транспортной инфраструктуры, в Могадишо был построен новый международный аэропорт, реконструированы здания Национальной ассамблеи, канцелярии премьер-министра, а также возведен медицинский центр на 6 тысяч пациентов, названный именем Реджепа Таипа Эрдогана.

По состоянию на 2021 год, турецкие компании не только выполнили работы, общей стоимостью 1 миллиард долларов, но и приняли участие в перестройке работы управленческих структур. В результате этого, сегодня турецкие компании осуществляют управление морским портом и аэропортом Могадишо, доходы от использования которых составляют около 80 процентов всех бюджетных поступлений правительства.

В области военного сотрудничества турецкие инструкторы занимаются подготовкой сомалийских вооруженных сил на турецкой военной базе TURKSOM, созданной в 2017 году в окрестностях сомалийской столицы. На ее обустройство площадью в четыре квадратных километра было израсходовано 50 миллионов долларов. Кроме размещения оперативной группы турецких вооруженных сил, на ней действует центр подготовки офицерского и сержантского состава сомалийской армии, а также военнослужащих других африканских государств.

С 2017 года на этой базе прошли подготовку более 5000 сомалийских военнослужащих. При этом основное внимание уделяется созданию сил специального назначения, которые играют основную роль в борьбе с террористической группировкой «Аш-Шабааб» (запрещена в РФ).

Подготовка этой категории коммандос, входящих в бригаду «Gregor» (Орлы) для борьбы с террористами сначала начинается на базе в Могадишо, а затем продолжается на территории Турции на базе Испарту. Военным соглашением между двумя странами предусмотрено также оснащение сомалийских подразделений вооружением и военной техникой турецкого производства. Отмечались, в частности, неоднократные поставки турецких бронемашин Kirpi и автомобильной техники.

По оценкам Итальянского института политических исследований, после ввода в строй этой базы, представляющей серьезный форпост для дальнейшего распространения турецкого влияния, присутствие Анкары на Африканском Роге приобрело еще большее геополитическое измерение. Выражаясь более конкретно, это привело к тому, что Сомали фактически превратилось в арену противостояния между Турцией и Катаром, с одной стороны, и Египтом, ОАЭ и Саудовской Аравией — с другой. Не случайно поэтому посольство Турции в Могадишо является сегодня ее самым большим дипломатическим представительством за рубежом.

Здесь же следует упомянуть о том, что в рамках осуществления своей космической программы Турция планирует построить на территории Сомали, находящегося в экваториальной зоне, стартовую площадку для запуска ракет, ассигновав на эти цели 350 миллионов долларов.

Исходя из вышеизложенного, в Могадишо рассчитывают на то, что она примет активное участие в разрешении нынешнего конфликта с Эфиопией и Сомалилендом.

Но в складывающейся сегодня ситуации Турция сталкивается с непростой для себя дилеммой. Ее суть заключается в том, что в августе 2021 года во время визита Абия Ахмеда в Анкару между двумя странами было подписано «соглашение о военном и финансовом сотрудничестве», по которому во время военных действий в эфиопском регионе Тыграй Анкара выступила на стороне Аддис-Абебы, продав ей партию беспилотников, что с их поставками из ОАЭ и Ирана решило исход войны в пользу центрального правительства. Другая сторона этой проблемы сводится к тому, что Эфиопия обладает намного большим экономическим потенциалом, чем Сомали, являясь, по данным МВФ, седьмым крупнейшим потребителем турецких товаров и услуг.

Вкладывая значительные средства в развитие эфиопской текстильной промышленности, Турция является вторым после Китая инвестором в Эфиопии с общим объемом инвестиций в размере 2,5 миллиарда долларов. Здесь действуют около 200 турецких компаний, на которых занято более 20 тысяч эфиопских рабочих и служащих.

Поскольку сохраняющаяся нестабильная обстановка в Тыграе распространяется и на другие регионы, Анкара, будучи заинтересованной в сохранении своих интересов в Эфиопии, заявляет о своей готовности выступить посредником в стабилизации ситуации и в Тыграе. Но, как замечает кенийская газета Nation, даже, если на это посредничество согласится НФОТ, то в этом случае США, которые являются основным покровителем местной повстанческой группировки, сделают все возможное, чтобы воспрепятствовать этому, пока у власти находится нынешний режим.

Обращает на себя внимание тот факт, что на фоне сохраняющейся на Африканском Роге напряженности (что никак не отвечает интересам Эфиопии) 8 февраля сего года министром обороны Турции Яшаром Гюлером и прибывшим в Анкару его сомалийским коллегой Абдулкадиром Мохаммедом Нуром было подписано соглашение о расширении военного сотрудничества, включая борьбу с терроризмом, и укреплении связей в экономической и финансовой сферах.

После одобрения 21 февраля сего года этого соглашения обеими палатами парламента выяснилось, что оно предусматривает оказание Турцией помощи Сомали в защите ее береговой линии с базированием турецких военных кораблей в ее территориальных водах и в восстановлении ее военно-морских сил.

В рамках этого десятилетнего соглашения Анкара также примет участие в «освоении морских ресурсов Сомали», обладающего самой протяженной береговой линией в Африке — более 3000 километров. Территориальные воды Сомали считаются одними из самых богатых в мире, особенно тунцом и омарами. По данным Brookings, в отдельные годы добыча морепродуктов здесь достигала 250000 тонн. Это значит, что турецкие компании получили доступ к весьма прибыльному рыболовецкому бизнесу.

Из этого следует, что вопрос кому отдать предпочтение в развитии связей с Эфиопией или Сомали однозначно решается в пользу Могадишо, как оплоту турецкого влияния в этом регионе.

Часть третья: Зигзаги ближневосточной политики Каира

Что касается позиции Египта по эфиопо-сомалийскому конфликту, то Каир сразу же выступил с недвусмысленным предупреждением в адрес Аддис-Абебы. 3 января сего года Министерство водных ресурсов и ирригации Египта, подчеркнув, что очередной раунд трехсторонних переговоров по использованию вод Голубого Нила 19 декабря 2023 года не принес положительных результатов, заявило, что Каир будет «внимательно следить за наполнением водохранилища и работой ГЭС и оставляет за собой право защищать свои водные ресурсы и национальную безопасность в случае нанесения ему ущерба». Ранее такая риторика в течение переговорного процесса не допускалась.

Более того, по словам пресс-секретаря египетского президента, в телефонном разговоре с президентом Сомали Хасаном Шейхом Махмудом Абдул Фаттах ас-Сиси заявил, что «Египет твердо стоит на позиции поддержки Сомали». Вскоре после этого египетский президент направил делегацию в Могадишо, которая передала приглашение сомалийскому президенту от ас-Сиси посетить Каир. Как считают эксперты вашингтонского Al-Monitor, цель этого приглашения заключалась в том, чтобы рассмотреть вопрос о создании египетской военной базы на территории Сомали.

И это не первый случай, когда Каир зондировал почву относительно возможности реализации этой идеи. По информации катарского Middle East Monitor, еще в 2020 году египетская делегация посетила Сомалиленд, где обсуждала возможность создания на ее территории своей военно-морской базы в связи с обострением отношений с Эфиопией по поводу регулирования стока вод Голубого Нила. Но тогда решения этого вопроса не было найдено. Видимо потому, что бывший в то время у власти в Сомали президент Мохамед Абдуллахи Мохамед (он же Фармаджо) находился под полным влиянием Катара и Турции, а египетский президент Абдель Фаттах ас-Сиси ориентировался на ОАЭ.

Но на сей раз, уже сомалийский президент Хасан Шейх Махмуд, приняв приглашение ас-Сиси, оказался на переговорах в положении наиболее зависимой стороны. После окончания двухдневного визита в Каир 21 января сего года на совместной пресс-конференции президент Сомали, не касаясь деталей, заявил, что на них обсуждались вопросы активизации не только экономических и политических связей, но и развития военного сотрудничества.

Но более эмоционально прозвучало выступление египетского президента, который предупредил всех и вся, что «Египет никому не позволит подрывать или угрожать безопасности Сомали… и никто не должен сомневаться в решимости Египта оказать поддержку «братскому народу», который обратился с просьбой оказать ему помощь».

Вместе с тем, обращаясь непосредственно к Аддис-Абебе, ас-Сиси заявил, что она должна решать проблему доступа к Красному морю, «против чего, - по его словам, — никто не будет возражать», путем проведения переговоров с Джибути, Сомали и Эритреей.

Бельгийское издание Modern Diplomacy, оценивая складывающуюся обстановку в районе Африканского Рога, отмечает, что, используя Сомали для подрыва позиций Эфиопии, Египет начинает «игру с огнем», так как это может привести к еще большему накалу противоречий между соперничающими здесь иностранными игроками. В первую очередь это может вызвать непонимание у давнего союзника Египта — Эмиратов.

В этой связи наблюдающаяся в последнее время активизация отношений Египта с Катаром, Турцией и Ираном, развернувших активную деятельность на Африканском Роге, по мнению экспертов Американского Института Ближнего Востока, объясняется обострением финансово-экономического кризиса в стране, вызванного ростом инфляции, значительной внешней задолженностью и дефицитом иностранной валюты.

МВФ и традиционные доноры Египта, такие как Саудовская Аравия и ОАЭ, которые до недавнего времени предоставляли десятки миллиардов долларов в виде помощи, отказываются это делать до тех пор, пока Каир не займется проведением структурных реформ, в частности, приватизацией части государственного сектора и отменой субсидий.

Как пишет The New York Times, саудовские официальные лица открыто заявляют, что они устали бесконечно раздавать помощь таким государствам, как Египет, Пакистан и Ливан только для того, чтобы констатировать, что она испаряется в никуда. В Каире же опасаются, что принятие этих мер в нынешней сложной внутриполитической обстановке может вызвать волну антиправительственных выступлений и серьезно дестабилизировать ситуацию в стране.

Поэтому, это побудило Египет искать новые источники иностранного финансирования, в частности в Катаре, который в 2022 году перевел в центральный банк Египта 3 миллиарда долларов и пообещал выделить 5 миллиардов долларов египетским строительным компаниям на восстановление Ливии.

Располагая огромными финансовыми ресурсами, получаемыми за счет добычи природного газа, сделавшего его одним из крупных игроков на мировом рынке энергоресурсов, Катар стал в партнерстве с Турцией подспудно принимать активное участие в продвижении своих интересов в этом регионе, особенно в Сомали.

Несмотря на свои ограниченные финансовые возможности, обещая военную поддержку недееспособному правительству в Могадишо, Каир, похоже, надеется на то, что это укрепит его позиции на переговорах по использованию вод Голубого Нила. Но при этом он забывает о том, что в течение трех последних десятилетий Аддис-Абеба регулярно выделяет немалый контингент своих вооруженных сил в состав миротворческих сил Африканского союза для борьбы с террористической организацией «Аш-Шабааб» (запрещена в РФ). И если Египет втянет Эфиопию в открытую конфронтацию с соседями, не исключено, что она отзовет свои войска из Сомали, что может привести к возникновению нового вакуума власти в Сомали.

Следует отметить, что особый интерес Каира к созданию военной базы в Сомали объясняется не только политическими, но и чисто экономическими причинами, и в первую очередь тем, что в связи с возникшей угрозой морскому судоходству в Красном море крупные пароходные компании вместо Суэцкого канала стали перенаправлять свои суда в обход Африки, что привело к снижению сборов за проход через канал, которые являются важнейшим источником валютных поступлений — свыше 10 миллиардов долларов в год. Только в январе сего года они сократились вдвое.

Геополитические сдвиги, вызванные палестино-израильским конфликтом, затронули также интересы и других игроков на Африканском Роге. Так, 14 февраля сего года после двенадцатилетнего периода жесткого турецко-египетского противостояния Реджеп Тайип Эрдоган совершил государственный визит в Египет, где сторонами была подписана декларация о сотрудничестве в сферах политики, безопасности, торговли и культуры.

Стороны также договорились о создании Совета стратегического сотрудничества, сопредседателями которого будут президенты двух стран. Его заседания будут происходить поочередно в Турции и Египте каждые два года.

Отдельными СМИ этот визит турецкого лидера и состоявшиеся переговоры были названы «эпохальным» событием и «исторической» вехой в развитии турецко-египетских отношений. Турецкая «Daily Sabah» даже увидела в этом признаки перехода к стратегическому сотрудничеству. Однако, если учесть остроту отношений предыдущих лет, использование подобных метафор представляется делом преждевременным.

Но, учитывая отрицательное отношение Анкары и Каира к намерениям Эфиопии добиться выхода к побережью Красного моря, то реально, что они могут сегодня сделать на этом направлении, так это найти точки соприкосновения, чтобы «поставить крест» на этих планах Аддис-Абебы.

Часть четвертая: Незримая рука Абу-Даби и позиция ближайших соседей

Посредническую роль в подписании обсуждаемого всеми меморандума, считает британский The Economist, сыграли ОАЭ, которые поддерживают тесные связи не только с Аддис-Абебой, но и с Сомалилендом. С этой точки зрения военная база Эфиопии в Сомалиленде могла бы стать еще одним шагом вперед в усилении влияния Абу-Даби на Африканском Роге и в целом в районе Персидского залива.

Следует отметить, что решением этого вопроса Абу-Даби занимается уже не один год. Еще в марте 2017 года ОАЭ договорились с властями Сомалиленда о размещении военной базы и строительстве торгового центра в районе порта Берберы общей стоимостью 442 миллиона долларов.

Одновременно в апреле того же года было подписано соглашение с администрацией еще одного полуавтономного региона Пунтленд о строительстве порта Босасо стоимостью 336 миллионов долларов. Предполагалось, что оба эти объекта будут находиться в аренде у фирм из ОАЭ сроком на 30 лет.

Однако юридические препоны, созданные пришедшим в том году к власти правительством Фармаджо при поддержке Катара и Турции, сорвали осуществление этих планов Абу-Даби и привели к серьезному охлаждению отношений. Еще одним камнем преткновения в отношениях Сомали с ОАЭ и Саудовской Аравией явился отказ Фармаджо поддержать решение четырех стран в составе Бахрейна, Египта, ОАЭ и Саудовской Аравии разорвать дипломатические отношения с Катаром, обвиненном в финансировании исламистских группировок на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Но что примечательно, так называемые полуавтономные сомалийские государства — Сомалиленд и Пунтленд в этом вопросе встали на сторону ОАЭ и Саудовской Аравии. Лишь после возвращения на пост премьер-министра Хасана Шейха Махмуда в 2022 году отношения Сомали с упомянутыми странами вошли в нормальное русло.

Но, несмотря на все эти перипетии, по замечанию американского издания The Responsible Statecraft, это небольшое, но богатое государство, превратилось на Африканском Роге в основного политического игрока, который для достижения своих целей использует своих вассалов, включая сепаратистские организации. ОАЭ поддерживают и вооружают не только Эфиопию, но и мятежные Силы быстрого реагирования генерала Хемедти в Судане. Они также контролируют многие порты на побережье Красного моря.

При этом они действуют здесь без оглядки на Вашингтон. Только недавно они подверглись с его стороны критике за поддержку указанных сепаратистов. Однако, несмотря на это, их командующий генерал Хемедти в январе сего года совершил турне по ряду африканских столиц на самолете королевской авиакомпании ОАЭ в попытках добиться своего признания в качестве легитимного политического игрока в Судане.

Кроме стратегически важного географического положения Эфиопия, как ведущий партнер на Африканском Роге, привлекает Эмираты своими перспективами демографического и экономического роста. В 2022 году товарооборот (за исключением нефти) с Эфиопией у них составил 1,4 миллиарда долларов. К этому же году их инвестиции в развитие 113 предприятий фармацевтической, химической, алюминиевой промышленности, а также в производство продуктов питания и напитков возросли до 2,9 миллиардов долларов.

Одной из важных областей взаимодействия является военное сотрудничество, по которому Аддис-Абеба получает от ОАЭ военную помощь, позволяющую ей поддерживать свой оборонный потенциал, что крайне важно в свете сложной обстановки на Африканском Роге, особенно с учетом того, что такие страны как Египет и Судан оказывают поддержку эфиопским повстанческим группировкам в надежде ослабить ее позиции на переговорах по использованию вод Голубого Нила.

В ходе состоявшегося в августе 2023 года официального визита в Эфиопию президента ОАЭ шейха Мохаммеда бен Заида аль-Нахайяна было подписано 17 меморандумов о взаимопонимании по развитию сотрудничества в таких областях, как экономика, финансы, сельское хозяйство, промышленность, здравоохранение, образование, окружающая среда и других сферах, что, по заявлению госминистра МИД ОАЭ шейха Шахбута Нахайяна аль-Нахайяна, отражает «особый характер отношений» между ОАЭ и Эфиопией.

Что касается ближайших соседей Эфиопии, активно выступивших с критикой эфиопо-сомалилендского меморандума, то позиция Джибути определяется опасениями больших финансовых потерь. Дело в том, что модернизированный при техническом содействии китайских компаний морской порт Джибути обрабатывает, по разным оценкам, от 80 до 90 процентов внешнеторгового оборота Эфиопии, страны с огромным внутренним рынком, а переход Аддис-Абебы на использование порта Бербера приведет к резкому снижению доходов Джибути.

По наблюдениям одного из американских аналитиков, если политика Сомали, раздираемого внутренними противоречиями, определяется в основном иностранными донорами, то руководство Джибути, на территории которого располагаются 7 иностранных военных баз и за аренду которых оно получает 350 миллионов долларов ежегодно, пользуясь своим исключительно важным стратегическим положением, имеет некоторые возможности выбирать себе союзников по своему усмотрению в зависимости от того, кто из них принесет наибольшую выгоду и не зависимо от того, какого политического курса оно будет придерживаться.

В этой связи он приводит один примечательный пример. Если выборы в Сомали в 2021 году стали предметом острой критики со стороны Вашингтона, то в результатах выборов на пятый срок президента Джибути Исмаила Гилле, которые подверглись бойкоту со стороны большей части оппозиции, в США не разглядели нарушений американских постулатов демократии. При этом, несмотря на вопиющие нарушения избирательного процесса, США официально поздравили его с переизбранием.

Более сложные отношения у Эфиопии складываются с Эритреей, которая в геополитическом плане находится в орбите влияния Катара и Саудовской Аравии. Что же касается визита ее президента Исайяса Афеворки в Россию и Китай в мае и июле 2023 года, то он, по заключению экспертов Американского института мира, преследовал цель попытаться заручиться поддержкой этих великих держав в связи с обострением отношений с Аддис-Абебой.

По мнению экспертов голландского издания Global Voices, эритрейский лидер, пытающийся позиционировать себя в качестве ведущего политического игрока на Африканском Роге, в последнее время приступил к подготовке ополченцев амхара, входящих в состав вооруженной группировки ФАНО, враждебно настроенной по отношению к Абию Ахмеду, чтобы иметь в руках инструмент воздействия на последнего в разрешении проблем всего региона.

Неожиданное осложнение отношений между лидерами двух соседних государств, выступавших год с небольшим назад в качестве союзников в наведении порядка в регионе Тыграй, объясняется тем, что эритрейский президент посчитал, что он был отодвинут в сторону во время проведения мирных переговоров в Претории, и интересы Эритреи при этом не были учтены, несмотря на ее большой вклад в победу.

При оценке складывающейся на Африканском роге ситуации, следует исходить из того, что если раньше Эфиопия, Эритрея, Джибути, Сомали и Сомалиленд проявляли, как отмечают исследователи, «здоровую осторожность» в отношениях с внешними игроками, то сегодня они приветствуют их с энтузиазмом, рассчитывая на получение от них максимальной экономической или политической выгоды, используя соперничество между ними.

Часть пятая: США - Эфиопия: крах политики двойных стандартов и лицемерия

Являясь одной из крупнейших экономик Африки и второй после Нигерии по численности населения страной континента, Эфиопия оказалась в центре геополитического противоборства основных мировых игроков, в первую очередь между США и КНР, а также региональных держав в районе традиционно неспокойного Африканского Рога, связанного с борьбой за контроль за стратегически важным морским маршрутом из Индийского океана в Средиземноморье.

В течение последних трех десятилетий она была одним из наиболее близких союзников США в Африке, являясь главным получателем американской помощи на континенте и столпом американской политики безопасности в районе Африканского Рога в борьбе с терроризмом, в частности с сомалийской «Аш-Шабааб» (организация запрещена в РФ).

Однако, когда администрация Трампа встала на сторону Египта в вопросе распределения водных ресурсов Голубого Нила в связи со строительством эфиопской плотины «Великого возрождения» отношения между двумя странами серьезно охладели.

По замечаниям The New York Times, они еще более обострились с началом военных действий в регионе Тыграй в ноябре 2020 года. Обвинив Эфиопию в «грубых нарушениях международно-признанных прав человека» в регионе Тыграй, Вашингтон исключил ее вместе с Мали и Гвинеей из соглашения о беспошлинном доступе эфиопских товаров на американский рынок, что создало угрозу потери рабочих мест для 200 тысяч эфиопов, занятых в текстильной и швейной отраслях промышленности, и для 700 тысяч работников в сферах общественного питания и услуг, а также на транспорте, что, как пишет газета, вызвало в Аддис-Абебе «приступ гнева».

Характерно, что до прихода к власти Абия Ахмеда в течение 27 лет в Эфиопии безраздельно господствовал, по определению канадского издания Global Research, один из самых репрессивных режимов в Африке, - Национальный фронт освобождения Тыграй (НФОТ) во г лаве сначала с Мелесой Зенави, а затем Десалеху Хайлемариамом, верными союзниками США, в отношении которых никаких санкций Вашингтон не вводил.

Премьер-министр Мелес Зенави, добиваясь «ошеломляющих результатов» на выборах, в борьбе со своими политическими противниками широко прибегал к методам их запугивания и прямым арестам. Как признает The New York Times, он сам «писал законы страны и сам осуществлял правосудие». Он был настолько востребован американской администрацией в проведении ее политики в Африке, что, получая от нее в виде помощи ежегодно более 800 миллионов долларов, которая в основном шла на закупки американской военной техники, он глушил сигнал радиостанции «Голоса Америки», потому что ему не нравились ее передачи. И это при том, что американские правозащитные организации постоянно требовали сократить помощь этому репрессивному режиму.

Сегодня в продвижении своих интересов в Эфиопии США активно используют эфиопскую оппозиционную диаспору, численность которой, по разным данным, колеблется от 250 до 500 тысяч человек. Кроме использования социальных сетей для продвижения своей идеологии, она, по существу, служит для Вашингтона каналом прикрытия для спонсирования близких ему оппозиционных организаций внутри страны.

В этой связи обращает на себя внимание заявление руководителя Американской ассоциации амхара, лоббистской группы, поддерживающей антиправительственное ополчение ФАНО, о том, что «оно при поддержке фермеров и всего народа амхара попытается нанести поражение федеральным силам безопасности и их альянсу, и в конечном итоге отстранить Абия Ахмеда от власти».

Может показаться странным, что такое толкование конечной цели повстанческой организации исходит от эмигрантских кругов, базирующихся в США. Но это кажется только на первый взгляд. Дело в том, что на самом деле это в полной мере соответствует целям внешней политики Вашингтона в этом регионе мира, которые сводятся к тому, чтобы сделать Эфиопию малопривлекательной для китайских инвестиций путем создания в стране управляемого перманентного хаоса, используя в этих целях многочисленные сепаратистские организации, а также традиционно сложные отношения между тремя наиболее крупными этническими группами-оромо, амхара и тиграи.

По утверждению The Irish Times, под ширмой американской демократии многочисленные эфиопские организации, базирующиеся в США, разрабатывают планы дестабилизации обстановки в своей стране. Но наибольшее влияние на разработку конкретных мер США в отношении Эфиопии оказывают эфиопские ассоциации народов амхара, оромо и тиграи.

Поощряя и финансируя их деятельность, Вашингтон тем самым их руками пытается дестабилизировать ситуацию в Эфиопии. Так, во время развернувшейся гражданской войны в регионе Тыграй в ноябре 2021 года в США было объявлено о создании «Объединенного фронта эфиопских федералистских и конфедералистских сил», основу которых составил «Народный фронт освобождения Тыграй», действующий в северных районах страны.

По заявлению представителя Европейского союза на Африканском Роге Аннет Вебер, поставки оружия боевикам НФОТ осуществлялись с территории Судана. Не случайно поэтому, как пишет The New York Times в статье под названием «После провала секретных переговоров скрытая война в Африке быстро набирает обороты», в январе 2022 года во время своего первого телефонного звонка Абию Ахмеду, президент США Джо Байден всячески пытался ослабить опасения эфиопского лидера по поводу того, что Вашингтон планирует его свергнуть.

И основания для таких опасений имеются серьезные. Еще в конце 2021 года в кругах американского военно-политического истеблишмента стали раздаваться голоса о необходимости направления в Эфиопию контингента миротворческих сил. В статье канадского издания Global Research под примечательным названием «США готовят проведение военной интервенции в Эфиопии по ливийскому сценарию» бывший верховный главнокомандующий объединенными силами НАТО адмирал Джеймс Ставридис, отметив непопулярность такого подхода, тем не менее заявил, что это может быть единственным способом остановить гражданскую войну в Тыграе.

В это же время бывший помощник госсекретаря США по делам Африки Джендайн Фрезер выступил с предложением установить бесполётную зону над Эфиопией с населением в 120 миллионов человек и по площади вдвое превышающую территорию Франции. Более того, ливийский вариант, в числе других, по словам главы Агентства международного развития США Саманты Пауэр, которая вместе с нынешним главой Госдепа Энтони Блинкеном принимала участие в разработке планов разгрома Ливийской Джамахирии, рассматривался и в Госдепе.

Происходящие сегодня в Эфиопии антиправительственные выступления при прямой поддержке США, Вашингтон пытается представить как естественный для этой страны результат борьбы за власть между многочисленными этническими кланами, количество которых действительно в этой многонациональной стране исчисляется многими десятками.

Кроме этого, западными СМИ, в первую очередь США, против Эфиопии была развязана самая настоящая информационная война. Дело дошло до того, что в период военных действий в регионе Тыграй правительство Эфиопии выступило с официальным предупреждением о том, что такие информагентства как Associated Press, BBC, CNN, Reuters и France 24 не обеспечивают «беспристрастное» освещение происходящих событий.

Им, в частности, были предъявлены обвинения в распространении ложных слухов о том, что силы НФОТ, ведя наступательные операции, уже находятся в окрестностях столицы Аддис-Абебы и призывали своих западных сограждан как можно скорее ее покинуть, так как вооруженные силы Эфиопии деморализованы и не в состоянии дать отпор. При этом наибольшую активность проявляла американская CNN. Все эти усилия западных СМИ были направлены на то, чтобы посеять в стране страх и панику и дестабилизировать обстановку с целью свержения правящего режима.

Или же взять проблему остро нуждающегося населения региона Тыграй в получении международной гуманитарной помощи, которая, якобы, умышленно задерживается местными чиновниками при попустительстве центрального правительства. Но, как следует из сообщения агентства Reuters, со ссылкой на главу миссии USAID в Эфиопии, в разграблении продовольственных складов, принадлежащих правительству США, были уличены боевики НФОТ.

Более того, в нарушение всех норм международного и уголовного права представители некоторых гуманитарных учреждений ООН, свидетельствует американское издание Abren, были пойманы в Эфиопии с поличным при использовании этих учреждений в качестве каналов контрабандной поставки средств связи военного назначения и оружия, предназначавшихся для боевиков НФОТ, что привело к напряженности в отношениях властей с гуманитарными организациями ООН и к сбою в их работе.

При нынешней оценке перспектив дальнейшего развития ситуации в Эфиопии и вокруг нее следует учитывать, что она находится в большом долгу перед Китаем (13,7 миллиарда долларов от общей суммы в размере 30 миллиардов долларов) и в еще большем перед западными инвесторами, и остро нуждается в получении кредитов от МВФ и Всемирного банка. Поэтому США, которые играют ведущую роль в деятельности этих организаций, по-прежнему сохраняют немалые рычаги воздействия на политику Аддис-Абебы.

Часть шестая: США и Африканский Рог — «действуем из-за кулис»

В складывающейся сегодня ситуации создается впечатление, что США, следуя африканской политике Барака Обамы «действовать из-за кулис» (leading from behind), видя настрой Турции, Египта, Сомали, Эритреи и Джибути противостоять планам Абия Ахмеда и Мусы Бихи, решили сами открыто не вмешиваться в этот процесс, а предоставить возможность лидерам этих стран разобраться со ставшим для них неугодным эфиопским премьер-министром, который в проведении своего внешнеполитического курса стал непредсказуемым, активизировав связи с Китаем и вступив в БРИКС.

Это привело к тому, что во второй половине января сего года эпицентр политики США на Африканском Роге переместился в сторону второго основного участника нынешнего конфликта — Сомали, значимость которого для Вашингтона определяется его стратегически важным географическим положением в районе Аденского залива.

В связи с этим обращает на себя внимание одна из недавних статей кенийской газеты Standard под названием «Эфиопии следовало бы отказаться от сделки с Сомалилендом», в которой автор с намеком на тщетность усилий Аддис-Абебы обзавестись своим торговым портом и военной базой на сомалийском побережье Красного моря указывает также на чрезвычайную заинтересованность, как с коммерческой, так и военной точек зрения, США и Великобритании в создании здесь своей военно-морской базы в партнерстве и с помощью своих региональных союзников для сохранения контроля над этим стратегически важным морским маршрутом.

Учитывая резкое обострение отношений между Йеменом и странами Запада во главе с США, наблюдаемое в последнее время в районе Красного моря, её создание приобретает особую актуальность. Особенно это четко проявилось после того, как в середине января сего года власти Джибути, которые не поддержали вторжение Хамас в Израиль, но посчитали последнего виновным в эскалации конфликта, по утверждению этой же газеты, отклонили запрос США об использовании находящейся здесь американской военной базы Кэмп-Лемонье для нанесения ударов по хуситам на противоположном берегу Красного моря.

В связи с этим неожиданный визит в Могадишо во второй половине января сего года директора ЦРУ Уильяма Бернса, цель которого, по официальным сообщениям СМИ, была связана с обсуждением воздействия заключенного меморандума между Эфиопией и Сомалилендом на дальнейшее развитие обстановки в этом регионе, мог быть увязан и с проработкой вопросов создания военной базы со своими региональными партнерами.

В данном случае речь может идти не только об ОАЭ, которые уже предпринимали немалые усилия в этом направлении, но и о Египте (и возможно еще о каком-либо региональном союзнике), который в эфиопо-сомалийском конфликте стал на сторону Могадишо и, как уже отмечалось, заключил с ним 21 января сего года соглашение о военном сотрудничестве.

Следует обратить внимание на то, что эта инициатива Каира возникла не на пустом месте. Дело в том, что после прихода в Сомали к власти в мае 2022 года президента Хасана Шейха Махмуда отношения между двумя странами заметно активизировались. В партнерстве и при финансовом участии ОАЭ Египет приступил в Сомали к проведению военной подготовки 3000 сомалийцев, которые, не входя в состав регулярной армии, будут представлять новую вооруженную структуру.

По заключению французского Института политических исследований Гренобля, это делается для того, чтобы уменьшить чрезмерную зависимость местных властей от влияния на формирование вооруженных сил со стороны Турции и Катара.

Что касается создания под эгидой США новой военной базы, как представляется, в данном случае могут рассматриваться и другие варианты. Например, путем прямого вовлечения в этот процесс президента Сомалиленда Мусы Бихи Абди, бывшего военного лётчика, прошедшего подготовку в США, а также президента Сомали Хасана Шейха Махмуда, с которыми Вашингтон вместе с одним из своих региональных союзников может найти взаимоприемлемое для всех, кроме Аддис-Абебы, решение этого конфликта.

Основой для реализации подобного варианта могут послужить уже наработанные неофициальные американо-сомалилендские контакты. По информации катарского издания New Arab, министр иностранных дел Сомалиленда Эсса Кайд во время своего посещения США в 2021 году, целью которого был зондаж возможности признания Вашингтоном независимости своей страны, в беседах с американскими представителями делал упор на то, что, если международное сообщество не признает их суверенитет, то это вынудит их пойти на установление сотрудничества с Китаем, что может привести к возникновению угрозы свободе морского судоходства для стран Запада.

Далее, во время состоявшегося в начале марта 2022 года визита в СЩА президента Сомалиленда Мусы Бихи Абди на встречах с представителями администрации Байдена и членами Конгресса он прямо обратился к ним с просьбой признать независимость Сомалиленда. При этом, как отмечает газета, он нашел понимание со стороны ряда конгрессменов. Один их них, член Палаты представителей Скотт Перри даже предложил законопроект о признании Сомалиленда в качестве «отдельной, независимой страны».

Результаты этого визита, считают отдельные американские аналитики, могут свидетельствовать о возможных подвижках в американской политике по этому вопросу. Видимо в Вашингтоне учли замечания министра иностранных дел Эсса Кайда, что если он будет игнорировать интересы Сомалиленда, то они станут искать себе поддержку в Пекине.

В связи с этим особый интерес представляет опубликованная 20 февраля сего года Американским институтом предпринимательства статья, в которой прямо предлагается Госдепартаменту США признать независимость Сомалиленда и таким образом лишить Аддис-Абебу возможности создать свою военно-морскую базу в районе Берберы. Кроме этого, по мнению ее автора, это послужит для Сомалиленда, единственного оплота стабильности и демократии в этом неспокойном регионе, новым стимулом на пути демократического развития.

Оценивая в целом политику США в регионе Африканского Рога, канадское издание Global Research, отмечает, что ее цели заключаются в установлении США и её союзниками полного контроля над Баб-эль-Мандебским проливом, который соединяет Красное море с Аденским заливом и Индийским океаном, а также создание под своей эгидой коалиции своих ближневосточных союзников и государств региона для сдерживания растущего влияния Китая, который стал главным торговым партнером Эфиопии.

Конкретным шагом в этом направлении стало подписание 16 февраля сего года меморандума о взаимопонимании временным поверенным США в Могадишо и министром обороны Сомали Абдулкадиром Мохаммедом Нуром о строительстве силами США пяти «хорошо оборудованных» военных баз на территории Сомали для борьбы с терроризмом. Предполагается, что они будут располагаться в пяти крупнейших городах страны, включая столицу, и использоваться бригадой «Данаб», одним из наиболее боеспособных подразделений сомалийской армии в борьбе с «Аш-Шабааб».

Примечательно, что подписание этого документа происходило в присутствии сомалийского президента после его встречи с помощником Госсекретаря США по африканским делам Молли Фи, которая в составе большой американской делегации прибыла в Эфиопию для участия в работе 37-ой Ассамблеи глав государств и правительств стран АС.

Несколькими днями ранее, точнее 13 и 14 февраля в Аддис-Абебе она, по информации турецкого Anadolu, провела переговоры с премьер-министром Абием Ахмедом по проблемам региональной безопасности.

По мнению отдельных экспертов, на фоне сохраняющейся напряженности в отношениях между Могадишо с Аддис-Абебой и Харгейсой наращивание военного присутствия США, которых сомалийское новостное издание Garowe Online представляет в качестве «старшего брата» Сомали, может служить сигналом решимости Вашингтона воспрепятствовать осуществлению планов Абия Ахмеда добиться выхода к побережью Красного моря и предпринять дальнейшие шаги по установлению своего контроля над этим регионом мира.

Часть седьмая: Ставки Китая в районе Африканского Рога

Что касается Китая, второго глобального игрока в этом регионе, то, хотя до последнего времени он открыто не вмешивался в эфиопские дела, тем не менее, его вес и влияние ощущается здесь очень сильно, и судя по всему они будут возрастать. По оценкам американской финансовой группы Morgan Stаnley, общая стоимость китайского проекта «Один пояс, один путь» только к 2027 году возрастет до 1,2 - 1,3 триллиона долларов.

Учитывая, что в претворении в жизнь этого проекта Африканский Рог рассматривается Пекином в качестве «ворот в Африку», то Эфиопия, как вторая по численности населения страна континента с огромным внутренним рынком, становится наиболее подходящим партнером для строительства новых крупных инфраструктурных и промышленных объектов.

Являясь главным экономическим и торговым партнером Китая, Эфиопия входит в пятерку крупнейших получателей китайских инвестиций на континенте. На его долю приходится 14 процентов эфиопского экспорта и 30 процентов импорта.

В предыдущие годы в период многолетнего правления НФОТ Пекин вложил в экономику Эфиопии 14 миллиардов долларов, главным бенефициаром которых была элита Тыграй, безраздельно правившая страной с 1993-го по 2018 год.

Одним из наиболее крупных проектов стала модернизация железной дороги, соединяющей Эфиопию с портами соседнего Джибути стоимостью 3.4 миллиарда долларов, на 70 процентов профинансированного КНР. Затем после нормализации эфиопо-эритрейских отношений в 2018 году, за что с подачи американцев Абий Ахмед удостоился Нобелевской премии мира, Китай приобрел в Эритрее два крупных рудника по добыче золота, меди и цинка, и модернизировал порт Массава.

В настоящее время в Эфиопии Китаем в различных областях реализуется около 400 проектов общей стоимостью более 4 миллиардов долларов, на которых занято около 30 тысяч китайских рабочих и специалистов. Большая часть авиационной, автодорожной и железнодорожной инфраструктуры страны строится, модернизируется и финансируется китайскими компаниями. Строя дороги, промышленные парки и другие инфраструктурные объекты на всей территории Эфиопии, Китай пытается представить китайско-эфиопское экономическое сотрудничество как модель для других африканских стран.

И, по замечанию отдельных исследователей, китайские инвестиции удачно вписываются в стратегию индустриализации Эфиопии, направленную на улучшение инфраструктуры и развитие ориентированного на экспорт производственного сектора, что ведет к росту китайского авторитета.

По оценкам бельгийского издания Modern Diplomacy, это привело к тому, что по общим показателям США стали намного уступать свои позиции Китаю в трех основных странах этого региона-Эфиопии, Судане и Кении, хотя совсем недавно Эфиопия считалась «американским полицейским на пороге Африканского Рога».

Это явилось следствием того, продолжает издание, что как отмечается в программном документе под названием «Китай и Африка в новую эру: партнерство равных», опубликованном Пекином в ноябре 2021 года, в основе их отношений лежат общий исторический опыт и схожие цели развития. «Помимо того, что Китай является крупнейшим торговым партнером Африки с 2009 года, - подчеркивается в документе, - Китай является крупнейшей развивающейся страной в мире, а Африка - континентом с наибольшим количеством развивающихся государств».

Свидетельством неподдельного интереса Китая к Африке явилось поздравительное послание проходившей в Аддис-Абебе 37-мой Ассамблее глав государств и правительств стран Африканского союза, направленное 19 февраля сего года председателем КНР Си Цзиньпином. Отметив, что «сегодня Глобальный Юг, куда входят и Китай с Африкой, оказывает возрастающее влияние на ход мировой истории», - китайский руководитель предложил африканским лидерам разработать новый формат китайско-африканского сотрудничества.

Что касается военного сотрудничества, то, в соответствии с заключенным соглашением, оно предусматривает подготовку эфиопских военных кадров и обмен военными технологиями. Значительная часть тяжелой военной техники, находящейся на вооружении эфиопской армии, является российского производства. Но недавно Эфиопия закупила в Китае крупную партию артиллерийского вооружения, транспортных средств и БПЛА.

В итоге, как с огорчением констатируют эксперты Американского института мира, экономические, политические и военные связи, похоже, принесли Пекину свои плоды, когда Абий Ахмед, давая общую оценку состояния китайско-эфиопских отношений назвал Китай «самым надежным другом и самым желанным партнером Эфиопии».

По замечаниям индийских экспертов, причина, по которой Китай становится более привлекательным инвестором для африканских стран, чем США и их союзники, заключаются в том, что Китай «не рассматривает помощь только в виде займов», а предлагает при этом «беспроигрышные инвестиции».

Именно, поэтому, как отмечает американский политолог Э.Драйцер, США опасаются, что они потеряют свой важный в стратегическом плане плацдарм на Африканском Роге, если Эфиопия или Судан превратятся в прямых союзников Китая. Исходя из этого, свою основную цель они видят в сдерживании не только китайского военного, но и экономического присутствия.

Что касается последнего конфликта, возникшего после подписания Эфиопией и Сомалилендом уже упоминавшегося меморандума, то, по мнению многих экспертов, в этом вопросе Пекин официально занимает нейтральную позицию. При этом они исходят из того, что, если в Эфиопии, которая является основным союзником Китая на Африканском Роге и где он имеет огромные экономические интересы, то в Сомали они не настолько велики, чтобы выступать с критикой Аддис-Абебы. Здесь Китай ограничивается рыбной ловлей в прибрежных водах и ведением борьбы с пиратством, задействовав для этого два фрегата и судно снабжения.

О спокойном отношении к этой проблеме свидетельствует тональность довольно обтекаемого заявления представителя МИД КНР, в котором китайской стороной подтверждается «уважение суверенитета и территориальной целостности Сомали». Он также выразил надежду, что «страны региона найдут решение возникших проблем путем переговоров на основе взаимного сотрудничества.

Новый толчок развитию эфиопо-китайских отношений был дан в прошлом году. Заключив 17 октября 2023 года соглашение с Пекином о переходе от «всеобъемлющего стратегического сотрудничества» к «всепогодному стратегическому партнерству», Эфиопия подняла свои отношения с Китаем на более высокий уровень.

Эфиопский посол в Китае Тефери Дерибью, расшифровывая содержание нового статуса своей страны, подчеркивает, что это открывает новые большие возможности для активизации сотрудничества в экономической области, а также в сферах обороны и безопасности. В свою очередь, пресс-секретарь премьер-министра Биллен Сейум обращает внимание на то, что термин «друзья при любой погоде» означает, что обе стороны будут гарантировать обеспечение безопасности друг другу в любое время года, не смотря на погоду.

По ее заявлению, Китай также выразил готовность оказать всестороннюю помощь в восстановлении экономики регионов, пострадавших от военных действий, и облегчении бремени внешней задолженности. Стороны также договорились об активизации межпартийных связей.

Кроме этого, как следует из пресс-релиза посольства КНР в Аддис-Абебе, премьер-министр Абий Ахмед выразил готовность согласовывать выполнение десятилетнего плана экономического развития Эфиопии и проведения экономических реформ с осуществлением китайского проекта «Один пояс, один путь».

Для проработки конкретных вопросов взаимодействия в рамках соглашения, заключенного 17 октября 2023 года, в середине декабря того же года Эфиопию посетил специальный посланник КНР по Африканскому Рогу Сюэ Бин, который от китайской стороны принимал посредническое участие в достижении мирного соглашения по Тыграю в октябре 2022 года в Претории.

Эта должность была учреждена Пекином в начале 2022 года. Ее введение, по мнению экспертов, следует рассматривать как его стремление играть более активную роль в урегулировании конфликтов, подрывающих «огромный потенциал развития» стран этого региона, и, как заметил один из них, привносить «мудрость и китайский подход» в их разрешение.

И поле деятельности для него здесь велико. Кроме Эфиопии для Китая большой интерес здесь представляют также Сомали, Джибути и Эритрея, стратегическое положение которых на местных морских путях вызывает ожесточенную конкуренцию многих внешних игроков.

Об этом, в частности, может свидетельствовать двухдневный визит в Эритрею в январе 2022 года министра иностранных дел КНР Ван И, во время которого он объявил о предоставлении Асмэре помощи в размере 15,7 миллиона долларов и установлении между двумя странами «стратегических отношений». Китайский министр также подверг критике введение США санкций против Эритреи за ее активное участие в гражданской войне против Народного фронта освобождения Тыграй на стороне правительства Эфиопии.

В Аддис-Абебе он провел переговоры с заместителем премьер-министра, министром иностранных дел Демеке Меконненом, а также имел встречи с главами регионов Тыграй и Афар, где отмечаются вооруженные столкновения местных ополчений, нежелающих интегрироваться в состав вооруженных сил Эфиопии, с подразделениями регулярной армией.

В этой связи нельзя исключать, что наряду с обсуждением вопросов экономического сотрудничества также рассматривались проблемы, связанные с разоружением вооруженных группировок в соответствии с заключенным в ноябре 2022 года мирным соглашением в Претории. По данным гонконгского издания SCMP, в столице Тыграй городе Мекеле китайский представитель обсуждал также вопрос завершения строительства плотины Гиба для водоснабжения города, которое было прекращено из-за военных действий.

Короче говоря, в условиях нынешнего санкционного давления США на Эфиопию Аддис-Абеба дает четко понять Вашингтону (для которого китайское влияние в этой стране, по утверждению одного из американских изданий, представляется «чистым кошмаром»), что она намерена в полной мере использовать открывающиеся возможности для решения своих сложных внутри - и внешнеполитических проблем за счет более тесного сотрудничества со своим «всепогодным» партнером. И в этом, как представляется, кроется одна из главных причин нынешнего кризиса на Африканском Роге.

Виктор Гончаров, эксперт-африканист, кандидат экономических наук, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

28.03.2024