Иван Копытцев

СОГЛАШЕНИЕ ТУРЦИИ И СОМАЛИ О ВОЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ ИЛИ ПОЭТАПНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ СБЛИЖЕНИЯ?

В последние месяцы регион Африканского Рога стал одним из наиболее активных «поставщиков» политических новостей в мире. Не успели аналитики обсудить причины подписания, возможные пути реализации и потенциальные последствия меморандума о взаимопонимании между Эфиопией и Сомалилендом, а на повестке уже появились новые сюжеты. В частности, речь идет о соглашении, заключенном между Турцией и федеральным правительством Сомали 22 февраля 2024 года. Формально, в соответствии с данным договором турецкая сторона лишь обязалась напрямую помогать сомалийским военным в обеспечении безопасности морских границ. Однако, на практике, столь очевидный шаг в сторону институционализации сложившихся контактов между Анкарой и Могадишо нуждается в дополнительной интерпретации, представляя особую значимость в контексте региональной напряженности и, в особенности, резкого обострения эфиопо-сомалийских отношений. Таким образом, в первой части представленной статьи будет рассмотрена природа сомалийско-турецкого соглашения: является ли этот договор о военном и экономическом сотрудничестве символом качественного скачка в развитии отношений двух стран или же, напротив, должен рассматриваться лишь как закономерное следствие – один из многих шагов в последовательном сближении Анкары и Могадишо?

Истоки сложившейся в наши дни дипломатической и военной близости Турции и Сомали следует искать в начале 2010-х: тогда турецкие военные инструкторы приступили к тренировке своих сомалийских коллег, вынужденных противостоять перманентной угрозе со стороны террористической группировки Аш-Шабаб, а между двумя странами были запущены программы гуманитарного сотрудничества. Свой интерес к углублению дружеских отношений и оказанию помощи правительству Сомали турецкие политики традиционно объясняют в категориях панисламской кооперации и взаимовыручки – красивой, но далеко не самой правдивой «ширмы». Как это обычно бывает в мире политического любые инструменты мягкой силы и программы безвозмездной помощи отнюдь не носят бескорыстный характер. Так, демонстрируя всему миру свою готовность и способность участвовать в жизни наиболее уязвимых государств, Турция заявляет о себе как об одном из региональных центров силы, приобретая при этом позитивный имидж в глазах других развивающихся государств. К тому же, став ключевым военным и гуманитарным партнером федерального правительства Сомали Анкара, по умолчанию, приобрела возможность оказывать решающее экономическое влияние в стране, в том числе, устанавливая контроль над наиболее значимыми активами. При этом выбор Сомали в качестве «показательного партнера» объясняется не только общей религиозной идентичностью и культурной близостью, но и чрезвычайной слабостью сомалийской государственности: многочисленные вызовы и угрозы вкупе с отсутствием альтернатив обуславливают непривередливость Могадишо в выборе друзей, а даже незначительные вложения способны произвести благоприятное впечатление на фоне царящей в стране разрухи.

По истечении 10 лет сотрудничества Турция обзавелась как минимум двумя ценными активами. Так, в 2017 году в Могадишо была размещена крупнейшая турецкая военная база за рубежом, а в 2020 году был заключен 14-летний контракт на управление портом Могадишо турецкой компанией Albayrak Group. В результате, Турция материализовала свое присутствие в регионе и, хотя порт Могадишо уступает в выгодности своего расположения морским гаваням Джибути, Берберы (Сомалиленд) и Босасо (Пунтленд), подобный успех наглядно демонстрирует прямую вовлеченность Анкары в международные дела далеко за пределами своего региона. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что наряду с Турцией в Сомали присутствуют и ОАЭ, участвующие в подготовке правительственных войск и, по ряду данных, обладающие военной базой в Джубаленде.

В целом, представляется возможным констатировать, что подписанное в конце февраля 2024 года соглашение о военном и экономическом сотрудничестве между Турцией и Сомали не следует интерпретировать как начало двусторонней кооперации в сфере безопасности: подобные контакты и практики существуют с 2011 года и, по сути, лишь были формально закреплены с дополнительной расстановкой ряда акцентов. В то же время, политический смысл договора, подписанного в разгар кризиса вокруг Сомалиленда, требует дополнительного анализа. Институционализация сложившихся отношений в сфере военного сотрудничества не происходит «от нечего делать». Скорее, она является предвестником новой фазы взаимодействия двух государств, ранее, в силу различных причин, предпочитавших не создавать лишние «инфоповоды» и не афишировать степень обоюдного интереса и вовлеченности. Теперь же, внешние игроки получают недвусмысленный посыл: Анкара и Могадишо готовы публично брать на себя обязательства по отношению друг к другу, развивая сотрудничество в сфере безопасности на фоне общерегиональной политической турбулентности.

Иван Копытцев – политолог, стажер-исследователь Центра ближневосточных и а фриканских исследований ИМИ МГИМО МИД России, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

26.03.2024