Михаил Гамандий-Егоров

ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ НИГЕРИИ В БРИКС

Нигерия рассматривает возможность присоединения к БРИКС – согласно заявлению главы нигерийского МИДа. Каковы перспективы в этом направлении для одной из главных сил африканского континента и для самой БРИКС в ее обновленном составе? Если с одной стороны есть ряд факторов, содействующих в пользу кандидатуры Нигерии, стоит безусловно и предварительно решить ряд других моментов, которые бы сделали данную кандидатуру однозначно полезной для многополярной международной организации.

Что примечательно, так это то, что Юсуф Туггар – министр иностранных дел Нигерии – заявил о желании своей страны подать заявку на вступление в альянс БРИКС находясь с официальным визитом в России. В момент, когда наша страна председательствует в одной из главных международных структур многополярного миропорядка, и состоящей на данный момент, помимо РФ, из других крупных и влиятельных государств мирового, регионального и континентального характера – Китая, Индии, Бразилии, ЮАР, Ирана, Египта, Эфиопии, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.

Во время своего визита, глава МИД Нигерии подчеркнул несколько важных моментов касающихся как отношений Абуджи с Москвой, так и о мотивации для своей страны по вступлению непосредственно в БРИКС. Таким образом Юсуф Туггар подчеркнул давнее военное и оборонное сотрудничество между Россией и Нигерией. Он также заявил о том, что его страна ценит огромную поддержку и солидарность Российской Федерации с нигерийским правительством под руководством президента Болы Ахмеда Тинубу. Глава нигерийского МИД также подтвердил приверженность Нигерии дипломатическим и экономическим связям с Россией, заявив, что Нигерия привержена укреплению дипломатических и двусторонних отношений с РФ.

Как и ту важность, которую Нигерия придает своим отношениям с Российской Федерацией, подтвердив, что Россия остается важным союзником и стратегическим партнером Нигерии, особенно в борьбе с терроризмом. В сфере военного и оборонного сотрудничества, Юсуф Туггар высоко оценил поддержку и помощь российского правительства в обмене разведданными, что помогло в борьбе с терроризмом и повстанцами в Нигерии. Речь также шла о взаимных экономических проектах, в которых согласно министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову – Россия намерена укреплять свое присутствие. Это, в том числе касается атомной энергетики по линии Росатома, как и содействия продолжению финансирования и реализации проекта Ajaokuta Steel Company Limited (крупный сталелитейный завод в городе Аджаокута, в штате Коги, в юго-центральной части Нигерии) и возрождению алюминиевой компании AC Rusal на территории страны.

Теперь что касается БРИКС и многостороннего формата. Тут помимо уже упомянутого желания Нигерии присоединится к одной из основных международных организаций продвигающих многополярный миропорядок, по словам Юсуфа Туггара – Нигерия также не отказывается от своих амбиций стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. Конкретно же по БРИКС – каковы шансы и перспективы у Нигерии получить приглашение о вступлении в альянс?

В этом вопросе стоит отметить ряд важных моментов. С одной стороны, есть ряд факторов, однозначно говорящих в пользу принятия кандидатуры Нигерии в БРИКС. Западноафриканская страна является первой демографической силой африканского континента – с населением более 220 миллионов человек. В экономическом плане – второй силой Африки (после Египта) по величине ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности (ВВП-ППС), а также и по-номинальному ВВП. Страна также является важной энергетической державой – входит в мировую двадцатку крупнейших государств по добыче нефти и газа. Что касается военной мощи – в пятерке ведущих сил Африки. В целом – Нигерия однозначно является одной из основных держав африканского континента.

Что же касается интереса для альянса БРИКС – Нигерия в случае принятия ее кандидатуры – стала бы четвертой африканской страной членом организации (после ЮАР, Египта и Эфиопии). Что безусловно еще больше бы усилило и так стратегические отношения БРИКС и Африки. Как и вес самой БРИКС – имея среди своих участников ключевые державы африканского континента. Не забыв при этом и об энергетической составляющей – где страны БРИКС уже вместе занимают значительную часть мирового энергетического рынка.

Но есть у нигерийской кандидатуры несколько и других нюансов, которые обязательно будут требовать взвешенного подхода до одобрения кандидатуры. Помимо сильного влияния на страну со стороны западных интересов – особенно англосаксонских – Нигерия заняла весьма неоднозначную позицию по отношению к властям стран Альянса Государств Сахеля (Alliance des Etats du Sahel, AES), в том числе будучи одно время сторонницей прямой военной интервенции против соседнего Нигера – с целью свергнуть новые национальные власти и вернуть бывшего президента страны, западного ставленника, Мохамеда Базума. То событие сильно ударило по репутации Нигерии в регионе среди большинства граждан стран AES, так и в целом среди сторонников панафриканских ценностей и многополярного мира. Многие граждане самой Нигерии также не поддержали данный демарш.

При этом не исключено, что власти Нигерии смогли сделать ряд правильных выводов из той ситуации. И если это действительно так – кандидатуру страны можно однозначно будет рассматривать как весьма серьезного кандидата для дальнейшего расширения БРИКС, в рамках многополярного современного мироустройства.

Михаил Гамандий-Егоров, предприниматель, политический обозреватель, эксперт по вопросам Африки и Ближнего Востока, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Источник: Новое восточное обозрение

12.03.2024