Мохамед Ламин КАБА

ТЕРРОРИЗМ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ: ПАНОРАМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ БЕДСТВИЕ

После падения Муаммара Каддафи 20 октября 2011 года терроризм распространился по всему черному континенту, вызвав негативные последствия в Западной Африке. Эти последствия привели к увеличению числа очагов напряженности в регионе, в результате чего к власти пришли две крупные террористические платформы, а именно «Аль-Каида» и «Исламское государство» (международные террористические организации, запрещённые в России), в рамках которых действуют такие террористические группы, как АКИМ, «Фронт освобождения Масины», Ансар Дайн, Ансарул Ислам, Аль-Мурабитун, Боко Харам (запрещены в РФ) и другие индивидуализированные и коллективизированные формы террора. Используя социометрический подход, эта статья ставит перед собой задачу проследить феномен терроризма и его последствия в Западной Африке. Рассматривается роль, которую Российская Федерация и Альянс БРИКС могут сыграть в приведении региона в соответствие с мировой многополярной системой.

Введение

11 сентября 2001 года монументальное здание Пентагона стало объектом смертоносных атак, которые привели к серьезным изменениям в динамике глобального управления. Репрессии США против предполагаемых виновников этих событий привели к умножению и консолидации террористических движений по всему миру, последствия от действий которых должны быть ограничены Западной Африкой в рамках подхода Sui generis. Распространение очагов напряженности в этой части Африки — результат сговора бывших колониальных держав с транснациональными компаниями, которых привлекают природные ресурсы государств региона. В связи с этим возникает вопрос о неспособности этих государств «обеспечить порядок внутри страны и власть за рубежом». Чтобы дать западноафриканским государствам такую возможность, Российская Федерация и Альянс БРИКС должны сыграть ведущую роль в укреплении многополярности в мире.

Изучать последствия терроризма в контексте Западной Африки — значит ставить в центр дискуссии множащиеся очаги напряженности в регионе, чтобы найти пути выхода из кризиса. Состоящий из 16 государств, 12 из которых сегодня образуют Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), западноафриканский регион на протяжении десятилетий страдает от терроризма. Это делает управление пострадавшими государствами трудным и сложным. Такие государства, как Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Нигерия, Мавритания и многие другие в регионе, в настоящее время переживают всплеск террористических движений. Механизмы вмешательства, созданные для контроля за распространением и эффективной борьбы с терроризмом, похоже, обречены на провал. Многосторонние силы, такие как Многомерная интегрированная миссия ООН по стабилизации в Мали (MINUSMA), силы «Такуба» (европейские силы, состоящие из французских, эстонских, чешских, шведских и др. солдат, «голубые каски», «G5 Sahel», задействованные в борьбе с терроризмом, в частности, в операциях «Серваль», «Бархан» (военная операция французской армии, якобы направленная на борьбу с салафитскими джихадистскими вооруженными группами), похоже, зашли в тупик. Это оправдывает создание 11 сентября 2023 года Альянса государств Сахеля, который обладает всеми признаками военного союза, межправительственной международной и региональной организации.

Среди террористических групп, действующих в рамках сменяющих друг друга террористических группировок, в Западной Африке действуют АКИМ, «Фронт освобождения Масины», Ансар Дайн, Ансарул Ислам, Аль-Мурабитун и Боко Харам (запрещены на территории РФ). В связи с этим возникает вопрос о последствиях терроризма в регионе.

Причины разрастания терроризма в Западной Африке

Исследования терроризма и его последствий в Западной Африке всегда проводились как самими западноафриканцами, так и политическими обозревателями по всему миру (Agora, 2023). Существующая литература по этому вопросу столь же обширна, как и египтология, и фокус внимания варьируется от одного исследователя к другому. Одни рассматривают террористические движения как тормоз развития региона, другие считают, что они являются проявлением народного разочарования и ответом на плохое управление, коррупцию и нецелевое расходование государственных средств (Bayart, 1989). Третья категория исследователей полагает, что террористические движения в Западной Африке — это результат натиска иностранных держав и транснациональных компаний на ресурсы стран-жертв (Becker, 1985).

Как нам кажется, террористические движения («Аль-Каида» и «Исламское государство») (запрещены в России), действующие в регионе, являются тормозом на пути к политической эмансипации и ведут к постепенному ухудшению качества жизни населения. Именно в этом смысле данная статья занимает свое место в дебатах, которые так остро разворачиваются на общественной арене, где акторы высказывают свое отношение к феномену терроризма.

Изучать терроризм в контексте Западной Африки – значит, осознавать влияние множащихся очагов напряженности в регионе вследствие дефицита управления, характерного для таких страдающих государств, как Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Нигерия и других. Это делает терроризм региональной проблемой, требующей хорошо скоординированного регионального ответа. Сегодня провал международных механизмов, создаваемых для ликвидации террористических группировок в Западной Африке, выдвигает на передний план борьбы с терроризмом острую необходимость гармонизации и координации государственной политики стран региона. Комплексный, многомерный подход, контролируемый и регулируемый западноафриканскими государствами, может привести к долгосрочному решению гуманитарного, геополитического и геостратегического кризиса, вызванного распространением террористических движений в регионе (CAERT, 2021).

В данном исследовании автор опирается на основную гипотезу, согласно которой терроризм и его последствия лежат в основе социальной, политической и экономической нестабильности в Западной Африке. Эта общая гипотеза разбита на три вторичные гипотезы:

Возобновление военных переворотов в регионе можно объяснить ростом числа террористических движений;

Слабое государственное управление вызывает разочарования у населения этих стран, что способствует вербовке их жителей для участия в террористических группировках;

Борьба иностранных держав и транснациональных компаний за природные ресурсы государств Западной Африки приводит к росту числа террористических движений в регионе. Попытаемся составить исторический портрет терроризма, начиная с его зарождения в Западной Африке, грозящего дестабилизировать весь регион Западной Африки.

Исторический профиль терроризма в Западной Африке

На протяжении десятилетий терроризм был фактором распада обществ и продолжает являться одним из главных бедствий на политической сцене Западной Африки.

После терактов 11 сентября 2001 года в США, ответственность за которые возложили на «террориста №1» Усаму бен Ладена, американцы решили продемонстрировать вынужденное военное превосходство, чтобы смыть свой позор на международной арене. Вот почему от Могадишо в Сомали до Кидаля в Мали, через другие города и районы Африки, на черном континенте бушует ветер терроризма, насильственного экстремизма и транснациональной организованной преступности. Все многоаспектные и многосторонние инициативы по реагированию на эти вызовы до сих пор звучат как casus belli, по крайней мере, в контексте Западной Африки.

Падение Муаммара Каддафи 20 октября 2011 года в Ливии и создание в этой стране общества без гражданства разрушило механизмы контроля над вооружениями, что привело к бесконтрольному распространению оружия и росту террористических движений, которые через Республику Мали направили свои усилия на Западную Африку. Мали превратилось в очаг насильственного экстремизма и транснациональной организованной преступности. Неспособность Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) сдержать террористические движения заставила многих экспертов и специалистов по геополитике и геостратегии региона отреагировать, предположив, что ЭКОВАС и терроризм – два неразрывно связанные понятия. Франс-Африк (La CEDEAO peut-elle r?ussir face ? l’AES?, 2023). Две крупные террористические группировки, «Аль-Каида» и «Исламское государство» (запрещены в РФ), раскололись, породив такие ответвления, как АКИМ, Фронт Масина, Ансар Дайн, Ансарул Ислам, Аль-Мурабитун, Боко Харам (запрещены в РФ) и другие индивидуальные и коллективные формы, сеющие террор по всему региону. Ко всему этому добавляется разочарование, вызванное неэффективным управлением политической элиты государств, что приводит к пополнению рядов террористов в Западной Африке.

Последствия терроризма в Западно-Африканском регионе

Рост числа террористических движений в регионе ставит вопрос об эффективности военной обороны, партнерства стран в сфере безопасности и, собственно, легитимности государств.

По мнению автора, именно рост террористических движений в регионе создаёт негативные условия для жизнедеятельности, и во многом по этой причине государства региона остаются отсталыми по сравнению с другими африканскими государствами.

Отслеживание террористических движений, действующих в регионе, привлекает внимание к их далекому происхождению и процессу депортации. Парадокс заключается в том, что все инициативы, предпринятые до 2020 года для борьбы с этим злом, застопорились на театре военных действий, несмотря на многостороннюю координацию и наличие для этого необходимых средств, в том числе военно-технических. Это ставит под сомнение готовность бывших колониальных держав региона эффективно реагировать на эти вызовы и угрозы безопасности. Некоторые исследователи этого зла даже не исключают причастности некоторых политических лидеров к росту террористических движений в регионе. Где предпочитали «сеять» террор, чтобы разграбить государственные ресурсы. Этим, возможно, и оправдываются государственные перевороты в Мали, Буркина-Фасо и Нигере, где новые лидеры решили объединить усилия в борьбе с терроризмом.

Альянс государств Сахеля (AES) занимает доминирующее положение в борьбе с терроризмом, продолжающейся уже десятилетия, в странах, входящих в него, в частности в Мали, Буркина-Фасо и Нигере (Assimi Go?ta, 2023). Это доминирующее положение подкрепляется денонсацией ряда соглашений, подписанных с некоторыми иностранными державами, которые мешали государствам региона «обеспечивать порядок внутри и власть за пределами» своих границ. Сегодня АЕS является прекрасным ответом на эти пограничные разногласия, позволяя государствам-членам действовать совместно и одновременно против терроризма, который бушует в их общем пространстве на протяжении десятилетий. Остановится ли распространение этого зла на этом или продолжит свои двусмысленные приключения в регионе?

Заключение

Рост террористических движений в Западной Африке можно объяснить нарушением нормального функционирования наднациональных институтов региональной интеграции, в частности ЭКОВАС и его специализированных и аффилированных институтов. Этот сбой в институциональной динамике региона является последствием промышленной политики Франс-Африки. Распространение терроризма в этой части Африки является логическим продолжением колониальной политики «разделяй и властвуй». Другими словами, колониальная политика и терроризм в Западной Африке — детище одной и той же промышленной политики.

Российская Федерация и Альянс БРИКС должны сыграть свою роль в преодолении этих бедствий.

Для победы над терроризмом в Западной Африке, Альянсу государств Сахеля, как представляется, необходимо:

— адаптировать и укрепить западноафриканскую архитектуру обороны и безопасности, включающую в себя усиление механизмов реагирования на террористические вызовы;

— осуществить стандартизацию государственной политики в области пограничного контроля и наблюдения;

— полностью избавиться от влияния империалистических держав, в частности Франции и её союзников;

— стимулировать у населения региона общей политической воли к борьбе с терроризмом;

— создавать действенные структур для эффективного хозяйственного управления, чтобы положить конец разочарованию народа;

— перейти к реализации значимых инфраструктурных проектов в регионе для облегчения свободного перемещения товаров;

— добиваться проведения структурной и институциональной реформы ЭКОВАС;

— серьёзно заняться воспитанием и продвижением молодёжи;

— укреплять сотрудничество с альянсом государств БРИКС.

Мохамед Ламин КАБА, геополитолог-эксперт в области управления и региональной интеграции, Институт управления, гуманитарных и социальных наук Панафриканского университета, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

07.03.2024