Иван Копытцев

"САХЕЛЬСКАЯ ТРОЙКА" ПОКИДАЕТ ЭКОВАС: КАК НОВЫЙ ВИТОК НАПРЯЖЕННОСТИ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ ОТРАЗИТСЯ НА ИНТЕРЕСАХ МОСКВЫ?

В последнее время резко увеличилось число значимых политических событий на всем Африканском континенте: и месяца не прошло с момента подписания сенсационного Меморандума о взаимопонимании между Эфиопией и Сомалилендом, а на передний план уже выступила другая новость. Так, 28 января военные правительства трех государств Сахеля – Мали, Буркина-Фасо и Нигера – объявили о решении немедленно покинуть ряды Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС). Следует иметь в виду, что любые политические изменения в зоне Сахеля могут иметь принципиальное значение для интересов России в условиях стремления последней продолжать углубление военного и экономического сотрудничества с государствами региона, ведь именно в Мали и Буркина-Фасо российское влияние в последнее время усилилось, как никогда прежде. Таким образом, понимание текущих трансформаций и перспектив дальнейшего развития обстановки является одним из центральных элементов в выстраивании внешнеполитической стратегии Москвы в регионе. В рамках представленной статьи мы рассмотрим возможные проекции решения лидеров Мали, Буркина-Фасо и Нигера на интересы России в Западной Африке.

Предпосылки: краткий обзор

Годом создания ЭКОВАС – организации, появившейся на волне распространения идей панафриканского сотрудничества и региональной интеграции – считается 1975 год, когда государства-учредители подписали основополагающий Лагосский договор, несколько дополненный в 1993 году в рамках соглашений в Котону. В целом, с самого начала ЭКОВАС задумывалось как организация, призванная способствовать экономическому развитию региона, включая постепенному переходу к экономическому союзу; политические и военные цели не фигурируют ни в списке целей Сообщества, ни в перечне задач и по сей день (ст. 3). Однако в 1993 году в текст Лагосского договора был внесен ряд изменений, включая ст. 4, посвященную фундаментальным принципам деятельности организации, где, в числе прочего, упоминалось поддержание регионального мира, стабильности и безопасности, а также необходимость неконфликтного сосуществования государств-членов.

События, ставшие предвестником нынешнего раскола в рядах ЭКОВАС, следует отсчитывать с августа 2020 года, когда в Мали военные арестовали президента страны Ибрагима Бубакара Кейта. В ответ Африканский союз и ЭКОВАС приостановили членство страны в своих рядах, а лидеры последнего и вовсе настояли на введении жестких санкций в отношении Мали. Позднее аналогичные события, сопровождавшиеся схожей реакцией ЭКОВАС, произошли в Буркина-Фасо (сентябрь 2022 года) и Нигере (июль 2023 года). В результате, череда военных переворотов и крайне жесткая политика ЭКОВАС в отношении «сахельской тройки» привели к ряду важных последствий: 1) Тяжелые экономические и гуманитарные последствия, а также неправомерность части введенных санкций сформировали в среде элит и широкой общественности сахельских государств враждебные настроения по отношению к ЭКОВАС; 2) Угроза применения военной силы против путчистов в Нигере со стороны ЭКОВАС (преимущественно, в лице Нигерии) способствовала созданию Тройственного альянса государств Сахеля для противостояния угрозам со стороны как вооруженных группировок, так и соседей; 3) Усиление спроса на услуги в области безопасности стимулировали интенсификацию контактов по линии торговли продукцией военно-промышленного комплекса и военного сотрудничества между Мали, Буркина-Фасо и Нигером с одной стороны и Россией как «экспортером безопасности» – с другой; 4) Наконец, на фоне сближения с Москвой и общей поддержки Западом политики ЭКОВАС многолетнее недовольство действиями Парижа и других стран «первого мира» мира как такового постепенно переросло в странах Сахеля в более или менее оформившуюся повестку, основанную на неприятии неоколониализма.

Раскол в рядах ЭКОВАС: что ждать Москве?

Несмотря на то, что согласно заявлению представителя ЭКОВАС, решение правительств «Сахельской тройки» на текущий момент является лишь не оформленным юридически, но публично озвученным намерением, раскол в рядах организации уже является состоявшимся фактом. Как отмечалось ранее, для России, обладающей значительным влиянием в Мали и Буркина-Фасо и, вероятно, планирующей расширить свое присутствие в регионе за счет углубления связей с Нигером, конфликт «Сахельской тройки» и ЭКОВАС является элементом политического контекста, проигнорировать который было бы опрометчиво. По сути, в условиях демарша Бамако, Уагадугу и Ниамея вырисовывается целая палитра более или менее вероятных сценариев, начиная с неконфликтного сосуществования двух организаций и заканчивая прямым противостоянием ЭКОВАС и «ослушников».

Оставляя анализ долгосрочных последствий решения Мали, Буркина-Фасо и Нигера для подробного изучения в рамках отдельной статьи, представляется возможным сделать несколько замечаний и прогнозов, характеризующих наиболее вероятный, по мнению автора, сценарий развития событий.

Итак, прежде всего, необходимо понимать, что выход «Сахельской тройки» из ЭКОВАС де-факто происходил на протяжении 2020-2023 гг. вслед за введением санкций и приостановкой членства в ответ на военные перевороты, а создание Тройственного альянса государств Сахеля несколько месяцев назад и вовсе обозначило конфронтационный характер отношений двух объединений. Таким образом, сегодня мы становимся свидетелями формализации ранее устоявшегося положения дел, хотя и сопровождающейся закономерной «визуализацией» линий разлома. Логичным будет предположение, что в условиях отсутствия качественных изменений в позициях сторон эскалация конфликта крайне маловероятна: не решившись проводить военную операцию летом 2023 года, ЭКОВАС, тем более, не пойдет на столь радикальный и рискованный шаг теперь, ведь за прошедшее время военные правительства лишь консолидировали свои позиции.

Во-вторых, с точки зрения интересов России в регионе очередной, по сути, завершающий, шаг к разрыву, по крайней мере на некоторое время, «Сахельской тройки» с ЭКОВАС не предполагает значительных угроз. Отношения России с Мали, а впоследствии и с Буркина-Фасо, и Нигером с самого начала носили двусторонний характер и не опирались на выстраивание сотрудничества с ЭКОВАС, которое, несомненно, остается партнером Москвы, как и многие другие региональные объединения на Африканском континенте. Вместе с тем, именно связи, установленные с Бамако и Уагадугу, имеют стратегическое значение для российской стороны. Выступая в первую очередь как «поставщик безопасности» Россия отнюдь не проигрывает в ситуации, когда правительства стран «Сахельской тройки» вынуждены опираться на собственные силы: спрос на российскую поддержку лишь будет расти.

Наконец, говоря о перспективах сохранения доброжелательных отношений России и ЭКОВАС, необходимо учитывать, что для правительства Нигерии, выступающей неформальным лидером организации, усиление влияния Москвы, в том числе за счет расширения военного присутствия, является вызовом, с которым в Абудже, однако, вынуждены мириться. Вместе с тем, говорить о резком росте напряженности между Россией и Сообществом было бы преждевременным: зависимость ряда государств от поставок российского зерна, внутренние проблемы, низкий уровень внешнеполитической активности ряда стран-членов – все это ограничивает пространство для возникновения политического конфликта.

Иван Копытцев – политолог, стажер-исследователь Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обострение

09.02.2024