Алексей Большаков

БОЛЬШАЯ ИГРА ПО-САХЕЛЬСКИ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АМБИЦИИ РОССИИ, США И ФРАНЦИИ В РЕГИОНЕ

В последние годы ситуация в Сахельском регионе претерпела значительные изменения. Последовательно произошли государственные перевороты в Мали, Буркина-Фасо, Нигере и Габоне. Страны Африки, осознавая собственную значимость в современном многополярном мире, все больше отдаляются от бывших метрополий, которые веками использовали их как дешевый источник полезных ископаемых. Подобные пертурбации в регионе дают старт новому витку геополитической конфронтации между ведущими игроками на мировой политической арене. Нежелание терять столь лакомый кусочек заставляет страны сталкиваться лбами в Сахельском регионе.

В Африке Сахель не является регионом, границы которого закреплены законом, как у государства. Здесь свои границы установила природа, создав уникальный ландшафт. Более точное определение можно найти в Большой советской энциклопедии: «Сахель (араб. – «берег», «край») – узкая (320–480 км) полоса полупустынь и опустыненных саванн в Африке, переходных от пустынь Сахары к типичным ландшафтам Судана. Протягивается от Мавритании и Сенегала на Восток через Мали, Верхнюю Вольту и Нигер до Чада и границ Судана».

Несмотря на то что сегодня Сахельский регион является одним из самых бедных и нестабильных в мире, начиная с XI–XII вв. здесь велась активная торговая деятельность. Эта местность была настоящим связующим звеном между Северной Африкой и западноафриканским побережьем. Здесь было создано несколько королевств и империй: Сонгай, Канем-Борну, Мосси, Бамбара и пр.

Говоря о Сахеле в наши дни, необходимо фокусироваться на 6 центральных государствах: Сенегале, Мали, Нигере, Чаде, Буркина-Фасо и Мавритании. Из этих 6 стран 5 объединились под единым знаменем – G5 Sahel (за исключением Сенегала, который не является ее членом).

К целям организации относится борьба с терроризмом в регионе, развитие образовательного сектора и обеспечение жителей региона доступом к электричеству и воде. Так, например, по данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), почти 40% населения региона не имеет доступа к безопасным источникам воды, а 70% жителей не имеют надлежащих санитарных условий.

Сахельский регион крайне уязвим к изменениям климата: достаточно часто случаются засухи, что не может не сказываться на продовольственной безопасности.

Если же говорить о причинах столь повышенного внимания международных игроков к Сахельскому региону, то здесь можно выделить сразу несколько факторов. Во-первых, полезные ископаемые: уран, нефть, газ, золото. В условиях глобального дефицита энергетических ресурсов запасы стран Сахельского региона представляют собой все большую ценность. Во-вторых, борьба с терроризмом. В регионе действует целый ряд террористических группировок: «Национальное движение за освобождение Азавада» (организация запрещена в России), «Аль-Каида» в странах исламского Магриба» (организация запрещена в России) и многие другие движения и группы, признанные террористическими и экстремистскими.

Ряд государств, в том числе Франция, США, Россия, Китай, опасаются распространения исламистской террористической угрозы не только на Сахельский регион и близлежащие территории, но и на весь остальной мир, что может подорвать международную систему безопасности.

Запад и Сахель: Абьюзивные отношения никогда не бывают прочными

Военные перевороты в Сахеле, произошедшие за последние три года, свидетельствуют о заметном снижении внешнего влияния Соединенных Штатов в Африке. Администрация Байдена, похоже, парализована и по-прежнему делает упор на идеологическую повестку дня, оторванную от экономических потребностей Африки. То, что было названо «наступлением очарования» Белого дома на Африку, провалилось, и Байден, видимо, не в состоянии изменить собственную стратегию.

Подход предыдущей администрации – «мир через силу» – ясно указывал игрокам, желающим потеснить Штаты, на риск причинения ущерба интересам национальной безопасности США. Однако сегодня очевидно, что Белый дом утратил былую значимость в регионе.

Желание Америки влиять на жизнь Сахеля – под вопросом, т. к. она не обладает ролью лидера и не демонстрирует желания участвовать в этом процессе. Скорее всего, на данный момент администрация Байдена не в состоянии определить, в, чем именно заключается национальный интерес Штатов в регионе и каких результатов они стремятся достичь.

Также не стоит забывать и о широкомасштабных и весьма затяжных военных действиях США и Франции в регионе. Эти военные интервенции, вроде операции «Бархан», способствовали укреплению антизападных настроений в регионе, а также дали возможность России и Китаю, которых Запад воспринимает как геополитических соперников, расширить свое влияние.

Для американского руководства Вьетнам и Афганистан являются примерами «затяжных войн», которые они не захотят повторять в регионах, не являющихся приоритетными для внешней политики США. В этом отношении в Вашингтоне могут посчитать, что затраты на позиционирование себя в качестве доминирующей силы в регионе перевешивают выгоды, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Если же говорить о геополитических и геостратегических амбициях Франции, то регион Сахель рассматривается Парижем как географический мост между Средиземноморьем и глобальным Югом. В отличие от США, присутствие Франции в регионе обусловлено более конкретными причинами. Безопасный доступ к урановым ресурсам Нигера или Габона для собственных энергетических нужд является главным экономическим интересом Франции. Сохранение же политической гегемонии, основанной на бывшем колониальном правлении, остается фактором второго плана.

Волна панафриканизма, в центре которого стоит идея «антизападничества», мобилизовавшая большую часть военных и политических элит в странах Сахеля, стала наиболее легитимным инструментом для перехода власти от одних сил к другим. Новые военные элиты исключили Францию и имевших тесные отношения с Парижем африканских лидеров из региональной политической системы.

Одна из главных причин – несостоятельность Франции в поединке с терроризмом в регионе. Их усилия по борьбе с вооруженными группировками в Сахеле сосредоточены только на военном потенциале этих движений. Париж игнорирует этнические базы и социально-экономические связи, обеспечивающие «успех» террористических группировок. Готовы ли Франция и США нести расходы, связанные с военным вмешательством в дела региона? Или они предпочтут сократить свои потери и отступиться от Сахеля?

Парижу все труднее утверждать свое дипломатическое, экономическое и культурное влияние на африканском континенте в целом, а также в Сахельском регионе в частности. Яркие лозунги о финансировании лишь маскируют желание не потерять доступ к африканским ресурсам, включая спонсирование профранцузских диктатур. Такая ситуация негативно сказывается на имидже Франции, ставшей «средней державой», которая теряет политическое влияние не только в развивающихся странах, но и в своих бывших колониях.

Россия и Сахель: любовь с первого взгляда

На просторах Интернета можно найти множество фотографий, на которых молодые люди в странах Западной Африки размахивают флагами на акциях протеста или мчатся по городам на мотоциклах, украшенных триколором: портные шьют их в узких переулках по несколько десятков в день, а таксисты размещают их на своих приборных панелях.

В Западной и Центральной Африке флаг России, наряду с российским оружием и наемниками, становится наиболее заметным признаком более широкого геополитического сдвига в регионе.

Интересы России связаны не только с расширением влияния на еще одну африканскую страну или же с природными ресурсами, а с панафриканскими проектами в регионе. Пример тому – Транссахарский магистральный газопровод.

Россия не заинтересована в создании «Росафрики» (по аналогии с Franceafrique) – Москва хочет создать условия для взаимовыгодного экономического партнерства и использует Сахель как витрину для демонстрации эффективности своих служб безопасности. Присутствие России в регионе вызвало трансформацию регионального порядка от структуры с доминированием Запада к более гибкой и конкурентной.

Особое внимание стоит уделить именно системе безопасности в регионе. В ней особую роль играют российские частные военные компании. Самый известный бренд – ЧВК «Вагнер». Имея богатый опыт борьбы с террористическими группировками в Мали и ЦАР, «Вагнер» представляется одним из главных источников стабильности и спокойствия в регионе.

Достаточно показательна в этом плане статистика, приведенная Global Terrorism Database: с момента прихода российских кадровых военных и ЧВК «Вагнер» в регион террористическая активность исламистских группировок значительно снизилась.

Регион Сахель – относительно новое геополитическое явление. Для него характерны слабые государства и мощные транснациональные негосударственные акторы: террористические организации и криминальные сети, которые зачастую тесно переплетены между собой.

Однако региональный порядок во многом был однополярным. Франция выступала в роли доминирующей державы в Сахаро-Сахельском регионе. Французские подходы к борьбе с отсутствием безопасности оказались неэффективными, и образовавшийся вакуум частично заполнила Россия.

Пока слишком рано говорить о том, чем закончится эта региональная «большая игра», однако само ее существование свидетельствует о возвращении давно забытого соперничества великих держав и вполне может стать первым выстрелом в предстоящей второй схватке за Африку.

Алексей Большаков, журналист-международник, специально для «Нового Восточного Обозрения»

Источник: Новое восточное обозрение

15.01.2024