Владимир Терехов

В ИНДОНЕЗИИ СОСТОЯЛИСЬ ВСЕОБЩИЕ ВЫБОРЫ

Запущенная с началом текущего года серия всеобщих выборов, весьма значимых на нынешнем этапе “Большой мировой игры”, распространилась 14 февраля на Индонезию. То есть, страну, которую ещё 3-4 десятилетия назад с немалой долей снисходительности относили к обширному, так называемому “третьему миру”. Но которая сегодня оказалась объектом весьма пристального внимания со стороны ведущих мировых игроков. Что, между прочим, проявилось во время обсуждаемого электорального процесса.

Например, авторами вышедшей накануне выборов статьи-комментария Associated Press их возможных итогов рассматриваются прежде всего с позиций “высоких ставок в соперничестве между США и Китаем”. Добавим, что повышенный интерес к Индонезии проявляют с некоторых пор и другие значимые региональные игроки, такие, например, как Япония, Индия, Австралия.

Между тем ещё в середине 2000-х годов Индонезия была включена в так называемую “Группу одиннадцати” (Next Eleven), то есть тех стран, которым со временем прогнозировалась роль локомотива мировой экономики. Заметим, что автору этого концепта Джеймсу О’Нилу (в то время работавшему советником в банке Goldman Sachs Group) принадлежит и авторство предложенной ранее аббревиатуры BRIC. Которая после присоединения Южно-Африканской Республики (South Africa) к обозначенной ею четвёрке стран (Brazil, Russia, India, China) превратилась в широко известную сегодня международную конфигурацию BRICS. Её авторитет на международной арене непрерывно возрастает, а среди кандидатов на вступление находится также Индонезия.

Сразу отметим, что эта последняя не обманула ожиданий упомянутого выше эксперта. Причём не только в сфере экономики, в которой она занимает сегодня 16-е место в мире по объёму ВВП в “Номинальном” исчислении и 7-е по “Паритету покупательной способности”. Весьма заметным становится также присутствие Индонезии в международно-политическом пространстве.

Её значимость в нём обусловлена также крайне важным стратегическим положением, которое занимает территория страны в субрегионе Юго-Восточной Азии, где с особой остротой разворачивается борьба за влияние между ведущими региональными и мировыми державами. Что отнюдь не является особенностью нынешних политических процессов в ЮВА. Ещё в период Второй мировой войны велись ожесточённые сражения за контроль над проливами между островами Малайского архипелага, на котором и располагается Индонезия. Через них проходят маршруты, обеспечивающие выход из Южно-Китайского моря в акватории Индийского и Тихого океанов, а также на территорию Австралии.

Сегодня Индонезия является негласным лидером региональной Ассоциации (АСЕАН), включающей в себя все (кроме Папуа-Новая Гвинея) страны ЮВА. Несмотря на организационно-институциональную рыхлость, данная конфигурация пользуется немалым авторитетом на международной арене, и борьба за влияние на неё между теми же ведущими игроками обозначается в последние годы вполне отчётливо.

Напомним также, что при численности населения порядка 280 миллионов человек Индонезия является крупнейшей страной мусульманского мира, в котором процесс радикального переформатирования мироустройства отражается особенно заметным образом. Её значимость среди других мусульманских стран определяется также относительно стабильной внутриполитической ситуацией. Которую удалость восстановить после периода турбулентности (как социальной, так и этноконфессиональной природы) второй половины 90-х – начала нулевых годов, вспыхнувшей на фоне тяжёлых последствий именно для Индонезии финансово-экономического кризиса, разразившегося тогда в Юго-Восточной Азии.

Индонезию не обошло также распространение в это время в мусульманском мире особо радикальных исламистских течений. Но сегодня они находятся под контролем центральных властей, а давняя репутация “умеренно-клерикальной” страны в целом соответствует и современным внутриполитическим реалиям.

Особо позитивную роль в процессе стабилизации внутриполитической ситуации, экономического роста и укрепления позиций Индонезии на внешнеполитической арене сыграл факт нахождения во главе государства два последних (пятилетних) срока Джоко Видодо. Отметим, что при “жёстко-президентском” формате внутриполитического устройства Индонезии (президент непосредственно руководит и правительством) особую значимость приобретает как раз “персоналистский” фактор в системе управления страной.

Поэтому внимание внешних наблюдателей было сосредоточено на персональном составе пула претендентов на высший государственный пост, сформировавшегося перед обсуждаемыми выборами. Хотя при этом избирался и новый состав специфически устроенного центрального парламента, а также органов местного самоуправления во всех 38-и провинциях.

Претендентов на президентский пост было три и среди них (в силу конституционных ограничений) уже не мог находиться Джоко Видодо. Кандидатами же были министр обороны в последнем правительстве Прабово Субианто, губернатор провинции “Центральная Ява” Ганджар Праново и министр культуры Анис Басведан. По предварительным данным, убедительную победу с результатом 59% одержал П. Субианто. Чему, видимо, в немалой мере способствовал тот факт, что он выступал в паре с 36-летним сыном Видодо Джебраном Рака (претендентом на должность вице-президента).

Отметим, что процесс подсчёта в этой крайне сложно устроенной стране носит трудоёмкий характер и занимает по времени порядка месяца. Таким образом, официально победитель будет объявлен, видимо, не ранее, чем в середине марта. Тем не менее уже в первых комментариях итогов прошедших в Индонезии выборов не высказывается никаких сомнений относительно того, кто на следующие пять лет возглавит эту весьма важную, повторим, страну.

Также как довольно уверенно прогнозируется продолжение уже более или менее сложившегося внешнеполитического курса страны, который сводится к балансированию в поле сил, формируемого в ЮВА основными региональными и мировыми игроками. Стратегия балансирования довольно успешно реализовывалась Джоко Видодо, который старался особо не травмировать тонко устроенные “души” упомянутых игроков.

С одной стороны, делались “пасы” в сторону Вашингтона в виде расширения кооперации в области обороны. В частности, обычной практикой становятся совместные военные учения, в которых принимают участие и ближайшие региональные союзники США, каковыми являются Япония и Австралия.

В то же время расширяются торгово-экономические связи с Китаем, который в последние годы уверено занимает первую строчку среди торговых партнёров Индонезии. Своего рода символом её заинтересованности в поддержании благоприятной обстановки в отношениях с Пекином стала фактическая передача в 2015 г. китайской компании (при формально проведенном тендере с участием японского конкурента) заказа на строительство скоростной железной дороги Джакарта-Бандунг протяжённостью в 140 км. При общих затратах на реализацию всего проекта в районе 7 млрд долл., кредит на оплату которых предоставил китайский банк. Дорога была передана в эксплуатацию во второй половине прошлого года в присутствии премьер-министра КНР Ли Цяна.

В Японии же, где были почти уверены в получении данного заказа, оказались, мягко выражаясь, удивлены исходом упомянутого тендера. И в ходе ряда последующих двусторонних контактов из Джакарты последовали отчётливые сигналы в сторону Токио о готовности “компенсировать понесённый ущерб”. Уверено можно констатировать, что нечто похожее на “компенсацию” в виде последующего развития различных аспектов японо-индонезийских отношений (включая сферу обороны) состоялось. При том что в течение всего этого периода Джоко Видодо продолжал балансировать между Пекином и Токио.

Что касается отношений с Россией, то есть все основания полагать, что и при новом президенте они будут развиваться по вполне позитивному сценарию. Кстати, известная инициатива Индонезии по урегулированию конфликта на Украине приписывается недавнему министру обороны и будущему президенту этой страны.

Наконец, отметим, что, видимо, уже в конце текущего года новоизбранное руководство Индонезии переедет в новую же столицу, каковой станет строящийся город Нусантара, расположенный на восточном побережье острова Калимантан. Основная заявленная причина смены места расположения столицы объясняется крайней перенаселённостью нынешней Джакарты.

Будем надеяться, что указанная смена не будет содержать в себе какой-либо символики в плане появления новаций во внешней политике ведущей страны Юго-Восточной Азии. Уж если трудно пока ожидать появления позитива в складывающейся здесь ситуации, то пусть хотя бы всё остаётся как есть.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Источник: Новое восточное обозрение

21.02.2024