Нгуен Киен Ван

КРИЗИС В МЬЯНМЕ ПО ПРОШЕСТВИИ ТРЕХ ЛЕТ

Мьянма в обозримом прошлом никогда не была спокойным местом, за что спасибо Британской империи. Ради удобства административного управления метрополия обобщила в одну нацию совершенно разные по происхождению, языку и культуре народы, которые до этого и не подозревали, что живут вместе. Предоставление независимости Бирме в 1948 году как единому государству дало начало непрекращающемуся потоку локальных конфликтов между многочисленными этническими группировками и центральными властями. Несмотря на постоянные распри, искусственное образование получилось довольно жизнеспособным в экономическом плане. Страна имеет богатые запасы углеводородов и других полезных ископаемых, служит окном Китая в Индийский океан, а также способна выступать мостом между Южной и Юго-Восточной Азией, в чем заинтересован как Пекин, так и Нью-Дели.

Очередная эскалация гражданского конфликта в стране случилась 1 февраля 2021 г., когда военные оспорили результаты парламентских выборов и отстранили от власти тогдашнее правительство под предлогом необходимости борьбы с политическим и экономическим кризисом, а также разгулявшимися на их фоне сепаратистскими движениями. Стоит оговориться, что однозначная оценка данного события невозможна.

С одной стороны, шаг явно недемократичный, но с другой плюсы все же перевешивают минусы. Несмотря на всю деструктивную роль Лондона в жизни региона, на территории Мьянмы сформировались устойчивые экономические связи, позволяющие ей теперь выступать в роли экономически самостоятельного игрока, чего бы никогда не добились разрозненные национальные «микрогосударства». Увидев центробежные тенденции в 2021 г., военные, как наиболее заинтересованная в сохранении хотя бы относительной стабильности ситуации сила, выступили в роли консолидирующего фактора.

В оценках переворота международное сообщество поделилось на два лагеря. Одни, как это принято сейчас писать, «авторитарные» страны и их союзники высказались о нежелательности подобных событий, но продолжили взаимодействие с Нейпьидо, увидев в военной администрации вменяемых партнеров. Другие же, с подачи США, продолжают клеймить текущие власти в попрании демократических ценностей и искать пути поддержки якобы «демократического» Правительства национального единства, мотивом для чего, вероятно, является попытка воспрепятствовать созданию полноценного транспортного коридора Мьянма – Китай.

Обе точки зрения на внутренний конфликт в Мьянме имеют право на существование, однако мерилом адекватности стоит определить позицию стран АСЕАН, являющихся ближайшими и наиболее заинтересованными в ее благополучии партнерами. Первоначально, «девятка» осудила переворот в десятой стране. Вместе с тем, проведя многочисленные переговоры, как в двустороннем, так и общеасеановском формате, получив сведения о методах ведения боевых действий обеих сторон, изучив источники финансирования ПНЕ, страны ассоциации все более склоняются к деструктивной роли союза сепаратистских сил. В последние месяцы из печати полностью пропали сообщения о контактах асеановцев с мьянманской оппозицией, а вот зато представители военной администрацией Мин Аун Хлайна вновь стали допущены к участию в мероприятиях регионального объединения.

Нгуен Киен Ван, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

15.02.2024