Владимир Терехов

К ВИЗИТУ ПРЕЗИДЕНТА ФИЛИППИН ВО ВЬЕТНАМ

29-30 января с. г. состоялся государственный визит президента Филиппин Фердинанда Маркоса-младшего во Вьетнам. Данное событие само по себе, а также разного рода сопутствующие ему обстоятельства заслуживают хотя бы краткого и самого общего плана комментирования.

Главным образом потому, что речь идёт о примечательном акте в отношениях между двумя важными странами субрегиона Юго-Восточной Азии, где с особой остротой развивается нынешний этап “Большой мировой игры” с участием ведущих мировых держав, то есть КНР и США. В которой всё более заметным образом обозначается присутствие и новых формирующихся значимых игроков. К таковым прежде всего отнесём Японию, а также Индию.

Едва ли не основным содержанием “цены вопроса” разворачивающейся здесь стратегической игры является проблема контроля акватории Южно-Китайского моря в целом, но главным образом над проходящим здесь крупнейшим торговым маршрутом. По которому, в частности, в Китай и Японию (а также на Корейский полуостров и на Тайвань) поступает основная часть нефти и сжиженного газа, то есть “крови” нынешней мировой экономики.

Эта роль органического топлива сохранится и на обозримую перспективу, несмотря на все усилия международных прохиндеев от “климатической проблематики”, слетавшихся недавно в Дубай на очередной шабаш. Кроме того, по некоторым оценкам дно самой акватории ЮКМ весьма богато залежами тех же углеводородов и чуть ли не в такой же степени, как зона Персидского залива. С этим существенным образом связана острота споров на тему владения несколькими островными локациями (в основном кораллового происхождения, то есть едва выступающих над уровнем моря), которые разбросаны в той самой акватории ЮКМ.

Наряду с Китаем основными “спорщиками” являются как раз Вьетнам и Филиппины. И хотя у этих двух последних есть также взаимные претензии, но в основном оба они с опаской относятся главным образом к первому. В этом прежде всего видится причина обозначающегося филиппино-вьетнамского взаимного тяготения, проявлением которого и стала упомянутая первая (после состоявшегося в мае 2022 г. избрания на пост президента Филиппин) поездка Ф. Маркоса-мл. в Ханой.

Спрашивается (и данный вопрос периодически звучит из Пекина), причём здесь находящиеся за тридевять земель США, к которым “местно-территориально-энергетическая” проблематика не имеет никакого отношения?

“То есть, как это никакого” – отвечают из Вашингтона. “А отказ Постоянной палатой Третейского суда на владение акваторией ЮКМ и нарушение поэтому Пекином общепризнанных правил обеспечения здесь свободы судоходства. А призывы о помощи со стороны тех же Филиппин и (не столь открыто, но всё же) Вьетнама. Сердце кровью обливается, глядя на такое. Приходится периодически посылать в ЮКМ ударно-авианосные соединения, которые вполне благожелательно принимаются в филиппинских и вьетнамских портах”.

Таковы в общих чертах фон и подоплека обсуждаемого визита во Вьетнам президента Филиппин. Отметим определённые различия в позиционировании этих сран относительно тех самых главных мировых игроков, по факту плотно вовлечённых в дела субрегиона ЮВА.

С избранием весной 2022 г. Ф. Маркоса-мл. на высший государственный пост процесс восстановления традиционно-проамериканского внешнеполитического курса Филиппин, обозначившегося ещё в начале пятидесятых годов прошлого века, приобрёл вполне определённый характер. Несмотря на сохраняющуюся до сих пор публичную риторику, призванную как-то смягчить значимость данного (чреватого для страны серьёзными последствиями) тренда.

Можно говорить лишь о коротком периоде попыток отказа от указанного курса, пришедшегося на начальный период президентства Родриго Дутерте, избранного в 2016 г. Но и при нём во второй половине президентского срока указанный “восстановительный” процесс обозначился достаточно заметным образом. В силу главным образом всё тех территориальных споров с КНР.

Кстати, вторым лицом в государственной иерархии Филиппин сегодня является дочь Р. Дутерте Сара. Её участие в выборах 2022 г. в тандеме с Ф. Маркосом-мл. существенным образом предопределил успех обоих. Однако комментаторы отмечают исчезновение в последнее время С. Дутерте из публично-медийного пространства. Что, возможно, свидетельствует о серьёзных разногласиях между двумя политическими кланами и главным образом в сфере внешней политики.

У Вьетнама также имеется проблема пересекающихся с КНР территориальных претензий и тоже в ЮКМ. Что важно подчеркнуть, поскольку в отличие от Филиппин, у него имеется ещё и общая с Китаем сухопутная граница длиной в 1300 км., делимитация которой состоялась лишь относительно недавно (в 2000 г.). До этого территориальные споры относительно отдельных участков суши в приграничной зоне являлись одним из раздражителей сложной (выберем такое определение) многовековой истории китайско-вьетнамских отношений. В которой (как и почти в любых двусторонних межгосударственных конфигурациях) были периоды как позитива, так и совсем нехорошего негатива. Из последних упомянем только случившийся в начале 1979 г. вооружённый конфликт, длившийся не более месяца, но достигший достаточно внушительных масштабов.

Так что Ханой, если потребуется, сможет предложить некие объяснения присутствия в его внешнеполитическом курсе элементов как “настороженности” относительно великого северного соседа, так и “симпатий” к основным оппонентам этого последнего. Из которых упомянем прежде всего недавнего смертельного врага в лице США, а также (и во всё большей мере) Японию. Между прочим, схожего плана позитивные чувства по отношению к этой последней испытывает с некоторого времени и Манила, что ещё 3-4 десятилетия назад тоже могло показаться совершенно невозможным.

Как сказал бы в обоих этих случаях киногерой: “Вот что творит процесс радикального переформатирования мироустройства”. Кстати, тот же процесс сводит едва ли не к нулю значимость разного рода долгосрочных “Концепций” и “Стратегий” (“Внешней политики”, “Национальной безопасности”, …) с подписями государственных лиц самого высокого ранга. По факту, они стоят не больше, чем зарплаты (за соответствующий период) составлявших их столоначальников “профильных” ведомств.

Возвращаясь, однако, к основной теме настоящего текста, отметим наличие существенных различий в степени определённости тех самых элементов “настороженности” и “симпатий” во внешнеполитических курсах Вьетнама и Филиппин. На авторский взгляд, у Ханоя они не столь чётко выражены, как у Манилы. Более того, со стороны первого проявляется намерение вообще их не очень обозначать, а в последнее время и даже смягчать (по достаточно очевидным причинам). Что проявилось в ходе недавнего визита во Вьетнам китайского лидера Си Цзиньпина.

И всё же сам факт обсуждаемого визита в Ханой президента Филиппин Ф. Маркоса-мл. а также состоявшиеся здесь его переговоры с коллегой Во Ван Тхыонгом (и другими высшими государственными деятелями Вьетнама), составили в целом вполне ожидаемое событие. Обоим лидерам было о чём, что называется, “поговорить по душам”.

Содержание комментариев всего обсуждаемого события зависит, конечно, от статуса и той же локации их авторов. Что касается официальных оценок странами-участницами, то, как это и принято в таких случаях, они сформулированы в корректно-позитивных оборотах и носят достаточно общий характер. Обратила на себя внимание, в частности, констатация 10-летнего периода состояния “стратегического партнёрства” двусторонних отношений, а также выражение намерения развивать его и далее.

В комментарии же Associated Press в некоторой степени расшифровывается, что за данной формулой может скрываться. Говорится, например, о том, что стороны договорились о взаимодействии в ЮКМ морских пограничных служб и это “вероятно, будет неодобрительно воспринято Китаем”. Японская Yomiuri Shimbun за неделю до обсуждаемого саммита отмечала намерение Вьетнама “укреплять трёхстороннюю кооперацию с США и Японией”. Что, добавим от себя, является не более, чем констатацией складывающихся реалий.

Что же касается главного “внешнего” заинтересованного лица касательно самого факта, а также итогов состоявшихся переговоров между лидерами Филиппин и Вьетнама, то в КНР вполне ожидаемо прозвучала критика, которая, однако, была направлена почти исключительно в сторону Манилы. За день до визита Ф. Маркоса-мл. в Ханой Global Times опубликовала длинный перечень инцидентов (только за период, начиная с 5 августа и до конца прошлого года), случившихся в спорных районах ЮКМ с участием военных и гражданских судов КНР и Филиппин. Ответственность за которые целиком возлагалась на Манилу.

В порядке же заключения отметим, что, несмотря на важность для ситуации в субрегионе Юго-Восточной Азии факта состоявшегося в Ханое филиппино-вьетнамского саммита, характер её дальнейшего развития будет определяться, однако и главным образом, диспозицией, которая складывается в системе отношений между ведущими региональными и мировыми игроками.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Источник: Новое восточное обозрение

11.02.2024