Алексей Большаков

РОССИЯ - АТР

Год новый — задачи прежние

«Наша страна в полной мере открыта к широкому диалогу по насущным вопросам региональной повестки дня, намерена и впредь активно участвовать в усилиях по построению в АТР системы межгосударственных отношений, основанной на равноправии, взаимной выгоде и уважении законных интересов друг друга» – сказал Президент Российской Федерации Владимир Путин участникам Восточного экономического форума, проходившего в приморской столице, Владивостоке, в сентябре прошлого года, в очередной раз обозначив такой сложный и многообразный регион, как Азиатско-Тихоокеанский, в качестве одного из приоритетных рубежей современной внешней политики страны.

Однако речь президента – не единственное, что говорит нам о важности вышеупомянутого региона для России. В обновленной Концепции внешней политики, утвержденной в марте прошлого года, АТР упоминается около пяти раз. Более того, ему посвящен отдельный параграф. В его положениях, в частности, утверждается большой «потенциал» региона со всей его «многоплановостью»: речь идет о кооперации государств региона в рамках внеблоковых отношений, а также при работе принципиально важного для стран Тихого Океана формата – международного форума АТЭС. Согласно этой концепции, Россия готова и к задействованию всех политических и неполитических ресурсов Большого Евразийского партнерства для формирования безопасности и благоприятных условий для сотрудничества в регионе.

АСЕАН

В первом положении части Концепции, причастной к АТР, утверждается, что Россия готова уделять «приоритетное внимание» диалогу в сферах экономики и безопасности, а также гуманитарным вопросам со странами, входящими в регион. Стоит заметить, что в этом пункте отдельно выделяется АСЕАН, организация, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии. С этой ассоциацией – одним из принципиально важных «игроков» в АТР – у России декларировано развитое и всеобъемлющее партнерство, а межгосударственный всесторонний диалог продолжается и сегодня.

Например, в 2021 году праздновалось 30-летие со дня официального установления отношений между РФ и АСЕАН: тогда президент РФ Владимир Путин подчеркнул общую позицию страны и организации по вопросам равноправного диалога и взаимовыгодного сотрудничества в АТР. Российский лидер также отметил, что фактор АСЕАН является ключевым в построении системы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Похожие формулировки можно найти во втором и четвертом положениях обновленной Концепции внешней политики РФ, затрагивающих АТР: в них отмечается содействие РФ в формировании азиатско-тихоокеанской архитектуры безопасности на «внеблоковых началах», а также заявлено, что Россия будет противодействовать попыткам разрушить уже созданную вокруг АСЕАН региональную систему безопасности и развития.

Подтверждение этих положений можно найти и на практике: Россия и АСЕАН укрепляют сотрудничество в сфере политики и безопасности посредством саммитов Россия-АСЕАН, встреч на высшем уровне, работе Совместного комитета сотрудничества Россия-АСЕАН и прочих механизмов диалогового партнерства. Кроме того, стоит обратить внимание на активизацию общей работы военных контингентов РФ и АСЕАН: это касается как сфер морской и кибербезопасности, так и совместных усилий по борьбе с терроризмом, а также кооперационных миротворческих операций. Эта часть общего Комплексного плана РФ и АСЕАН реализуется поступательно. Например, в сентябре 2023 на Дальнем Востоке начались совместные учения Вооруженных сил РФ и стран-участников вышеназванной ассоциации: подобные военные мероприятия возможны в рамках механизма «СМОА плюс» («ADDM-Plus») – Совещания министров обороны стран-участников Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и диалоговых партнеров. Учения носят антитеррористический характер: военные контингенты РФ, АСЕАН и КНР (не является членом АСЕАН) на практике отрабатывают совместные оперативные действия.

Таким образом, развитие партнерства в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе продолжается, в частности, при содействии АСЕАН. Появляются новые формы сотрудничества, способствующие построению региональной архитектуры безопасности: и Россия, реализуя свою внешнюю политику, принимает в этом непосредственное участие.

Продолжается и наращивание товарооборота между РФ и организацией: особенно это заметно после очевидного и объяснимого спада в 2022 году. Представители Министерства экономического развития РФ на Восточном экономическом форуме заявили, что рассчитывают достигнуть показателя в $20 миллиардов по итогам 2023 года, то есть вернуться к цифрам за 2021 год, который и будет рассмотрен в работе. Стоит отметить, что тогда экспорт АСЕАН в Россию доминировал: он достиг показателя в $12,6 миллиардов. Если рассматривать конкретные направления товарооборота, то стоит выделить следующие: в экспорте стран АСЕАН в РФ преобладали электрооборудование ($3,4 миллиарда), животные жиры и растительные масла ($1,4 миллиарда), машины и механические приспособления ($1,3 миллиарда) и каучук ($676 миллионов).

Необходимо выделить следующие страны-члены АСЕАН, с которыми по итогам 2021 года у России были наиболее успешные торговые отношения: как с точки зрения импорта, так и с точки зрения экспорта.

Республика Индонезия. В 2021 году РФ импортировала товаров из Индонезии на сумму около $2,6 миллиарда. Особенное стоит выделить пальмовое масло ($1,4 миллиарда), поскольку Индонезия является крупнейшим экспортером этого товара в мире. Другие статьи импорта в Россию включают следующие товары: электрические машины и оборудование ($173 миллиона), резину ($150 миллионов), обувь ($140 миллионов), какао и его полуфабрикаты ($112 миллионов).

Основными статьями российского экспорта в Индонезию были удобрения ($239 миллионов), минеральное топливо ($156 миллионов), железо и сталь ($113 миллионов) и алюминий ($44 миллиона).

Малайзия. Большая часть экспорта Малайзии в Россию в 2021 году приходилась на электрические машины и оборудование, общая сумма которых, по некоторым оценкам, составила $718 миллионов. За ними последовали каучук ($308 миллионов), машины и агрегатное оборудование ($219 миллионов) и медицинское оборудование ($118 миллионов).

Российский экспорт в Малайзию в основном пришелся на минеральное топливо – $1,1 миллиарда. Кроме того, РФ поставляла в страну удобрения ($113 миллионов) и алюминий ($24 миллиона).

Социалистическая Республика Вьетнам. Вьетнам является важным партнером РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поскольку это государство подписало соглашение о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС, в котором ключевым участником является Россия. Двусторонний товарооборот между Вьетнамом и Россией в 2021 году превысил $6 миллиардов: таким образом, он увеличился на 20 процентов по сравнению с 2020 годом. За этот период Вьетнам экспортировал в Россию товаров на сумму около $4,5 миллиардов.

Кроме того, увеличивается товарооборот с Республикой Филиппины и Королевством Таиланд. Филиппины пользуются льготным тарифным статусом при экспорте своей продукции в страны, состоящие в ЕАЭС. Более того, страна является бенефициаром единой системы преференций вышеупомянутого союза. Власти Таиланда, в свою очередь, неоднократно выражали интерес в заключении соглашения о зоне свободной торговли со странами ЕАЭС.

Таким образом, РФ, как и утверждается в упомянутых положениях Концепции, наращивает сотрудничество в сферах экономики и безопасности со странами-членами организации АСЕАН, которая, имея ключевую роль во многих механизмах взаимодействия АТР, также укрепляет партнёрство с Россией.

Ложка дегтя в бочке меда

Однако не только Россия заинтересована в укреплении сотрудничества со странами организации. В Вашингтоне предпринимают усилия по давлению на деловые круги ряда стран ассоциации с целью сворачивания экономического сотрудничества с Россией под угрозой введения санкций. Однако, как показывает практика, эти усилия оказались тщетны. Несмотря на испытываемое давление, многие страны не признают легитимность односторонних санкций, применяемых Вашингтоном, обеспечивая тем самым свою независимость, принципы свободы выбора и многополярности. Малайзия и Вьетнам уже выступали с совместным заявлением против агрессивных действий Запада в отношении России. Страны региона сохраняют нейтралитет, не поддерживают односторонние рестрикции США, полагая, что подобные решения не могут быть приняты в обход Совета Безопасности ООН.

Политика нейтралитета также видна и в отношении палестино-израильского конфликта: страны региона выпустили совместное коммюнике, в котором призвали открыть гуманитарные коридоры на Ближнем Востоке и обеспечить мирное сосуществование арабского и еврейского государств, фактически отказываясь вставать на одну из сторон конфликта. Так, например, 7 ноября прошлого года премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим заявил, что его правительство не признает никаких односторонних санкций, содержащихся в проекте закона США, предлагающего рестрикции в отношении иностранных сторонников ХАМАС. Малазийский лидер отметил, что с начала войны в Палестине Вашингтон неоднократно оказывал давление на Куала-Лумпур. При этом подчеркнул односторонний и нелегитимный характер действий со стороны США и приверженность его государства как члена ООН только решениям, принятым Совбезом ООН.

Для стран АСЕАН, отстаивающих собственную независимую политику, присоединение к американским санкциям несёт риски негативных последствий, связанных с охлаждением отношений с Россией и Китаем. Поддержка проводимой Западом политики неизбежно ставит отдельные страны на позиции Японии, имеющей репутацию «предательницы интересов Азии».

Вторая часть материала, посвященная АТЭС и противодействию России провести разделительные линии в регионе, выйдет в Новом Восточном Обозрении в ближайшее время.

Разделительные линии против «асеаноцентричной» системы безопасности

В предыдущем материале мы с Вами рассмотрели отношения России и организации АСЕАН – одним из принципиально важных «игроков» в АТР. Это крупнейшее и наиболее успешное объединение в Юго-Восточной Азии, которое в геоэкономическом отношении занимает одно из ведущих мест в Азии и объединяет регион с населением свыше 600 млн. человек. Сейчас же предлагаю поговорить о форуме «Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС) – многостороннем региональном объединении с участием 21 экономики, включая Россию, на котором обсуждается проблематика торгово-экономического взаимодействия и продвижения региональной экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

АТЭС

В обновленной Концепции внешней политики, утвержденной в марте прошлого года, констатируется тот факт, что Россия намерена продолжать межгосударственное взаимодействие, прибегая к механизмам форума АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество), участники экономики которого составляют более шестидесяти процентов мирового валового продукта.

В рамках российской внешней политики АТЭС отчасти является инструментом РФ по развитию межнациональных инфраструктурных проектов, а также по увеличению инвестиций в Дальний Восток. При этом Россия продолжает выступать инициатором многих партнерских проектов: например, содействует формированию зоны свободной торговли в АТР.

С момента образования форума в 1989 году Азиатско-Тихоокеанское партнерство сводилось к попыткам США сотрудничать со странами региона без участия Китая. Похожую ситуацию можно наблюдать и сегодня: власти Соединенных Штатов разрабатывают новые соглашения со странами АТР, обходя участие Китая. Однако на практике эти соглашения не становятся эффективными: азиатские страны продолжают свое активное участие в форуме АТЭС, в котором экономика Китая занимает видное место.

АТЭС становится важным центром всеобщего экономического развития, и в России уже заметны позитивные тенденции в рамках этого форума. По этой причине в 2020 году Владимир Путин, не присутствовавший на трёх предыдущих форумах все-таки выступил с речью (в формате видеоконференции из-за пандемии) и выразил настрой РФ активно сотрудничать со всеми участниками АТЭС. Этот форум является важным элементом внешней политики РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

При этом даже в рамках АТЭС некоторые страны «тихоокеанского кольца» предпринимают попытки сдержать потенциал экономики России и Китая. Например, в 2022 году семь-стран участников АТЭС предприняли попытку разработать международную систему для обмена данными, но без участия РФ и КНР. Схема, инициатором которой выступили власти США, станет аналогом существующей в АТЭС Системы правил трансграничной конфиденциальности, но предусматривает отсутствие в ней России и Китая.

В 2023 году в АТЭС председательствуют Соединенные Штаты: становится заметно, что это мешает «конструктивному неполитизированному диалогу», о котором говорится в новой Концепции внешней политики РФ. Так, например, представитель России при АТЭС заявил, что многие делегации на самом деле ожидают окончания председательства США, чтобы закончилась «американская зацикленность». Более того, по его словам, антироссийская риторика Соединенных Штатов прослеживается даже в рамках АТЭС, хотя форум нацелен исключительно на сотрудничество и развитие всестороннего диалога.

В августе 2023 года США даже отказались от выдачи виз представителям РФ для посещения форума АТЭС, таким образом придерживаясь линии антироссийских санкций. Однако позже, в октябре, США все же заявили, что смогут принять российскую делегацию на саммите в Сан-Франциско, заявив о «надлежащем участии» России, но с учетом санкционной политики.

Таким образом, Россия все-таки была представлена на саммите, даже несмотря на кризис в отношениях с принимающей стороной. Так, РФ подчеркнула свою приверженность внешней политике, связанной с межгосударственным взаимодействием в рамках АТЭС. По итогам саммита представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что большинство российских партнеров в АТР по линии АТЭС стремятся к деполитизации процессов внутри форума.

Разделительные линии

В Концепции внешней политики также заявлено о намерении России противодействовать попыткам провести разделительные линии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Подобная терминология, в частности, отсылает на политику США. Так, американские власти пытаются свести сотрудничество стран АСЕАН и участников АТЭС с Россией до минимума и изменить расстановку сил в регионе, трансформировав уже созданную вокруг АСЕАН региональную систему.

Иначе говоря, сегодня в регионе наблюдается так называемая «асеаноцентричная» система безопасности, то есть сконцентрированная вокруг участников Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и их диалоговых партнеров (например, Китай). Однако, становятся всё более заметными тенденции по разработке США альтернативных индо-тихоокеанских стратегий сотрудничества в регионе. По словам, министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, это предложение включает в себя внедрение НАТО в Азиатско-Тихоокеанский регион c передвижением военной инфраструктуры Североатлантического альянса в страны Азии и Океании. Военный альянс AUKUS (Австралия, Великобритания, США), в свою очередь, планирует расширить поле своей деятельности в АТР: союз рассматривает возможность поставлять оружия Тайваню, а также предложить Японии присоединиться к военной структуре.

Кроме того, глава МИД России заявил, что в организации АСЕАН начинаются «внутренние трения» на фоне принципиально разного взгляда на сотрудничество с США.

Даже в сентябре 2023 года, на саммите стран АСЕАН, целью США, по словам заведующего отделом Центра Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН Дмитрия Мосякова, была дискредитация не только китайской политики, но и российской. Таким образом, США продолжают активное внедрение своих военно-политических ресурсов в азиатскую часть АТР, а также лоббирование санкционной политики среди стран АСЕАН (к санкциям против РФ присоединился только Сингапур).

Следовательно, политика по созданию разделительных линий, о которой говорится в Концепции внешней политики РФ, реализуется некоторыми странами на практике. Россия же намерена противодействовать разобщению стран региона.

Российская Федерация продолжает активное участие в развитии сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, несмотря на попытки изменить действующее региональное партнерство со стороны некоторых государств. Россия в новой Концепции внешней политики утвердила АТР в качестве приоритетного направления своей внешнеполитической деятельности, на практике продолжив работу с участниками АСЕАН и АТЭС.

Большое Евразийское партнерство, о котором говорится в Концепции, – вполне достижимая цель. Однако для ее реализации необходимы усилия всех стран АТР по использованию потенциала региона. Государства береговой линии Тихого Океана должны совместно способствовать устойчивому экономическому развитию и формированию всеобъемлющей архитектуры азиатско-тихоокеанской безопасности. Год новый уже наступил, а вот задачи остаются прежними.

Алексей Большаков, журналист-международник, специально для «Нового Восточного Обозрения»

Источник: Новое восточное обозрение

04.02.2024