Дзен

ЗА ЧТО ПОСТРАДАЛ СОЗДАТЕЛЬ УНИКАЛЬНОЙ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЛОСОФ И ПИСАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ ЛОСЕВ

Он был последним осколком культурного и интеллектуального хранилища прошлого России. Участник горячих дискуссий Серебряного Века, младший современник Владимира Соловьева, Николая Бердяева, Густава Шпета, Павла Флоренского и других замечательных русских мыслителей. Мастер слова и проводник античной мысли, создатель новой русской философской системы, названный при жизни «русским Проклом», он для многих до конца жизни оставался незыблемым авторитетом во всех областях человеческого знания.

Человек, переживший вместе со страной глубокий трагический опыт военных лет и советских экспериментов в области социального строительства «нового человека», но оставшийся духовно несломленным и цельным индивидуумом. Необъятное творческое наследие Алексея Федоровича Лосева еще до конца не изучено специалистами и требует своего нового раскрытия и свежих публикаций.

Жизнь Алексея Лосева до ссылки

Алексей Лосев гордился своим происхождением от донских казаков. Родился будущий известный мыслитель и ученый в 1893 году в городе Новочеркасске, столице Области Войска Донского. От отца, учителя математики и музыканта, он унаследовал страсть к наукам и музыке. После ухода отца из семьи его воспитывала мать.

Алексей Лосев начал обучение в Новочеркасской классической гимназии, из которой выпустился с золотой медалью. В 1911-1915 годы обучался на историко-филологическом факультете Московского университета. После научной командировки в Берлин он преподавал в Алферовской женской гимназии, а после сдачи магистерских экзаменов он устроился в Нижегородском университете, где Алексея Лосева избрали профессором классической филологии.

В 1922 году Алексей Лосев женился на Валентине Соколовой из семьи предпринимателя. В квартире последнего в течение нескольких лет Лосев снимал комнату. Обряд венчания молодой пары в Сергиевом Посаде совершил знаменитый мыслитель, ставший к тому времени священником, Павел Флоренский.

3 июня 1929 года Алексей Лосев и Валентина Соколова-Лосева в глубокой тайне приняли монашеский постриг и нареклись Андроником и Афанасией. До конца дней на голове Алексей Лосев носил загадочную для всех черную шапочку – куфью. О ее смысле не догадывалась даже будущая жена мыслителя, а тогда молодая аспирантка профессора – Аза Алибековна Тахо-Годи.

. Известный исследователь творчества Алексея Лосева Виктор Троицкий полагает, что прообразом мыслителя с куфьей на голове стал главный персонаж знаменитого романа Михаила Булгакова – Мастер.

. После опубликования в 1930 году «Диалектики мифа» на Алексея Лосева посыпались яростные нападки и оскорбления со стороны апологетов диалектического материализма (школа А. М. Деборина) и могущественной партийной номенклатуры. После печати Главным Управлением по делам литературы и издательств (Главлитом) книгу быстро изъяли из продажи, а руководство Главлита подверглось репрессиям.

Выступая на XVI съезде ВКП(б), 28 июня 1930 года, первый секретарь Московского городского комитета партии Лазарь Каганович назвал автора «Диалектики мифа» реакционером, черносотенцем и классовым врагом.

В начале 30-х годов данная Лосеву с высокой партийной трибуны характеристика грозила если не расстрелом, то ссылкой в удаленные трудовые лагеря.

Лосевы в Белбалтлаге

В апреле 1930 года Алексея Лосева с женой арестовали по надуманному делу об участии в организации «Истинно-православная церковь», располагающейся в Даниловской слободе и возглавляемой иеромонахом и бывшим бароном Франком Пфейлитцером.

Из обнародованного в настоящее время доклада ОГПУ следует, что членами контрреволюционной организацией «широко популязировались имеющиеся при церкви мощи наместника Москвы – князя Даниила и распространялась церковно-монархическая литература дореволюционного издания».

Всего по данному делу было арестовано 14 человек. Алексей Лосев получил 10 лет лишения свободы, а его супруга Валентина Михайловна – пять. При аресте Лосевых из дома на Воздвиженке следователями были изъяты многие рукописи, которые бесследно исчезли в архивах ОГПУ. Позже, в 1941 году, в доме разорвалась немецкая авиабомба, что привело к гибели остальных материалов и богатой библиотеки философа.

. Арестованных отдельно друг от друга отправили в Сиблаг на Алтае. Вскоре супруги вновь соединились в районе строительства Беломорско-Балтийского канала (Белбалтлаг), в частной квартире в Арнольдовском поселке.

. Хотя Алексей Лосев был задействован в статистическом отделе Белбалтлага, здоровье его резко ухудшилось. Он стал плохо видеть, почти лишился волос на голове и нуждался в постоянном уходе верной супруги. У Валентины Соколовой-Лосевой развился невроз, ставший причиной сильных сердечных болей.

По завершении строительства Беломорканала 4 августа 1933 года в результате амнистии, выпущенной ВЦИК, Лосевы вместе с другими 500 отличившимися строителями за «самоотверженную работу» были восстановлены в правах и вернулись домой.

Дом на Старом Арбате

Алексей Лосев с 1944 года стал профессором Московского государственного педагогического института. Он писал статьи для «Философской энциклопедии», энциклопедии «Мифы народов мира», печатался в журнале «Вопросы языкознания».

Наученный горьким опытом, он в своих трудах перестал касаться острых идеологических вопросов, а занялся освещением истории античной эстетики.

. После скоропостижной смерти Валентины Лосевой мыслитель вместе с новой женой, Азой Тахо-Годи, поселился на втором этаже дома на Старом Арбате. Кроме них, на первом этаже, в квартире номер 1, жил старый большевик и инвалид войны, в периоды помешательства гонявшийся за кроткой супругой с топором в руке.

. Опираясь на палку, Алексей Лосев добирался с Тахо-Годи до театра Вахтангова или театра имени Рубена Симонова. Во дворе своего дома он мог спрятаться от любопытной публики, пока властные структуры не снесли чугунные решетки вокруг места проживания мыслителя.

. Вскоре он совсем ослеп и редко покидал квартиру. Это не помешало Алексею Лосеву диктовать жене тексты для новых книг и встречаться с многочисленными учениками.

Скончался Алексей Лосев в 1988 году в возрасте 94 лет. Его ассистентка и супруга Аза Тахо-Годи в конце прошлого года перешагнула столетний рубеж.

Периодическая система

В истории русской философии, при всем ее разнообразии направлений и течений, было не так много мыслителей, создавших целостную, уникальную и влиятельную систему. Можно вспомнить, например, идеал-реализм Николая Лосского, создание новой научной методологии Густава Шпета, концепцию Всеединства Владимира Соловьева, обоснование антроподицеи Павла Флоренского или философию Общего дела Николая Федорова.

К указанным именам можно смело добавить Алексея Лосева.

В выпущенных в разные годы основных философских трудах («Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», скандальная «Диалектика мифа») русский мыслитель разработал категориальную периодическую систему, отдаленно напоминающую Периодическую систему химических элементов Дмитрия Менделеева.

В начале появилась базовая «четвертка» (тетрактида):

. первое начало – Одно, Единое, или сверх-сущее, «потенция всех вещей и категорий»;

. второе начало – Сущее, или Многое, когда Одно (первое начало) противопоставляет себя иному, оформляется в определенных границах, единичность, данная как «раздельная множественность». Части Многого для перехода от Одного ко Многому должны различаться, быть разными. Кроме различия, для пребывания Одного во всех своих частях, части Многого должны быть тождественны друг другу.

Чтобы что-то различать и отождествлять, требуется новая категория – покой, но с возможностью перехода из одного состояния покоя в другое, то есть должна быть введена категория движения.

. третье начало – Становление, синтез двух предыдущих начал, «сплошность и непрерывность становления в сфере абсолютной координированной раздельности» второго начала.

. четвертое начало – Ставшее, или Факт, итог оформления Становления, превращение его через иное в «то, что именно становится».

. Для оформления Сущего Алексеем Лосевым вводится пятая категория – единичность, которая объединяет четыре предыдущие категории и образует пентаду.

При последовательной записи категорий получится следующее выражение – единичность подвижного покоя самотождественного различия (Лосев обозначил данную пентаду в виде аббревиатуры еппср).

Если первое начало – Единое, нерасчленимо, то, начиная со второго начала, или Сущего, пентада еппср распадается на ряд элементов благодаря акцентированию на одной из букв аббревиатуры полученной пентады. Например, пентада еППср указывает на выделение подвижного покоя. Из него рождается категория множество в общем смысле, или число в частном смысле. Еппср с выделением Единого означает эйдос, или понятие.

Для удобства отображения пентады в области третьего начала (Становление) стандартный шрифт превращается в курсив (еппср), в области Ставшего – в разрядку (е п п с р).

Любая последующая категория несет в себе отпечаток более старшей, поэтому деление на группы очень условно.

Таким образом, всего получается 16 основных категорий (без учета Единого, не являющегося категорией).

Таблица периодической системы категорий

Позже Алексей Лосев добавил к четырем еще два начала – Имя или Выражение, а также Интеллигенцию.

С учетом возможных комбинаций количество категорий могут достигать значения 32 772.

Понятие чуда

Алексей Лосев всю жизнь ощущал себя православным человеком. В советские годы ему приходилось скрывать духовное горение, выражая мысли «эзоповым языком» античной диалектики и марксисткой схоластики.

Поэтому его понимание чуда так резко отличатся от церковных канонических источников и ярко окрашивается широкой палитрой оттенков платонизма.

Если христианское учение подчеркивает, что «чудо есть видимое, сверхъестественное явление, производимое личным, живым Богом для достижения человеком религиозно-нравственного совершенствования», то для Лосева чудо состоит из двух планов действительности.

. Внутренний план, он же внутренне-замысленный, означает первообраз, находящийся вне времени, который отражает идеальную подлинность.

. Внешне-исторический план выражает собой исполнение первоначального задания, план вещественного образа, отражающего при своем воплощении первообраз. Чудо, иными словами, это полное воплощение задания, совпадение внутреннего и внешнего планов. Оно перестает быть сверхъестественным, а становится естественным, закономерным явлением.

Насколько далек в своем «натуралистическом» понимании чуда Алексей Лосев от учения о чуде такого рационалиста и скрытого материалиста, как Бенедикт Спиноза? Последний с помощью механистического детерминизма доказывал, что случайность – только иллюзия, порожденная несовершенными человеческими чувствами при познании единичных вещей. Мудрый муж способен мысленно подняться до осознания мировых связей вещей, увидеть их необходимый характер (модусы вещей). При таком исключении случайностей чудо для Спинозы представляется невозможным.

Для Алексея Лосева, в совершенстве владевшего приемами диалектики, позволившими ему приноровиться к советским разработкам диалектического материализма, не составляло сложности с изяществом решать задачи такого рода.

Источник: https://dzen.ru/a/ZFIWsjdRB06Obhdv?from_site=mail

02.09.2023