Б.Ф. Апарин

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ДОКУЧАЕВА

Наше представление о творческой личности опосредуется через восприятие его современниками, через его психологический портрет и, наконец, через понимание его научного наследия. В этом отношении В.В. Докучаев как выдающаяся творческая личность последней четверти XIX в. предоставляет нам широкое поле для всестороннего исследования, которое не просто занимательно, а весьма поучительно.

Творческое научное наследие В.В. Докучаева с формальной стороны – это академическое собрание сочинений в 8 томах, 14 выпусков “Материалов к оценке земель Нижегородской губернии”, 18 выпусков “Трудов особой экспедиции Лесного департамента”, почвенная карта Европейской России и десятки районных почвенных карт, подготовленных учениками под его непосредственным руководством и при его личном участии, а также 16 выпусков отчетов “Материалы к оценке земель Полтавской губернии”.

Теоретический вклад Докучаева в естествознание поразителен. Это – открытие: почвы – естественноисторического тела со своим строением, свойствами и закономерностями развития – как отдельного царства природы; основного закона естествознания – закона всеобщей функциональной связи в природе; законов широтной и вертикальной природной и почвенной зональности; законов почвоведения; зональности сельскохозяйственных царств.

Это – основание новой науки – генетического почвоведения.

Это – разработка: новой парадигмы естествознания; методов оценки земель; основ почвенной картографии; теории экологического подхода при исследовании природы; системы устойчивого землепользования в степной зоне; основ музейного дела в естествознании.

Чтобы глубже понять докучаевскую парадигму естествознания, нужно представить себе науку того времени: … “изучались главным образом отдельные тела – минералы, горные породы, растения и животные – и явления, отдельные стихии – огонь (вулканизм), вода, земля, воздух… но не их соотношения, закономерные взаимодействия”.

Это противоречие внутри естествознания было трудноразрешимо в рамках сложившейся системы аналитических наук того времени, отражавших искусственное расчленение природы на отдельные ее составные части. Разрешение этой проблемы стало возможным только после открытия Докучаевым особого царства природы – почвы как биокосного тела, связавшего в единую генетическую систему компоненты живой и неживой природы. Он показал, что именно в почве происходит переход косной материи в живую.

Докучаевская парадигма естествознания эволюционно изменила методологию практически всех наук XX в. По существу, это была революция в естествознании.

Весь период научной деятельности Докучаева составляет 27 лет и может быть легко разбит на отдельные временные отрезки с четко выраженной тематической направленностью исследований.

Конец каждого временного отрезка соответствует завершающему этапу исследований – крупной научной публикации. Поскольку различные этапы исследований накладываются друг на друга, они разнесены по шкале ординат, что позволяет наглядно проследить их взаимосвязь и увидеть развитие интересующих его научных идей.

Внутренняя логика циклов исследований, хорошо просматриваемая на схеме, показывает, с одной стороны, их обособленность, по сути, и во временных рамках, с другой – их определенным образом взаимосвязанность. Этап за этапом прогрессивно нарастает творческий потенциал Докучаева, который привлекает как сторонников, так и противников новых идей.

Первый этап научных поисков ученого можно рассматривать как пролог. Он начался с выпускной студенческой работы, посвященной геологии четвертичных отложений по речке Качне, протекавшей на его малой родине. Эту работу Докучаев успешно защитил.

Первый период исследований Докучаева чрезвычайно важен для понимания особенностей заложенных в нем творческих начал и процесса формирования его как творческой личности.

Будучи геологом по образованию, он не замыкается в кругу профессиональных интересов. Его внимание, прежде всего, привлекали научные проблемы, широко обсуждавшиеся общественностью. К таким проблемам относились тогда предполагаемое обмеление рек Европейской России, образование оврагов, осушение болот Полесья, проводимое в то время под руководством И.И. Жилинского.

Изучая разные природные объекты, Докучаев творчески осмыслил диалектику их развития во времени: 1) все важнейшие физико-географические и естественно-исторические элементы он рассматривал в тесной и постоянной генетической связи между собой; 2) природу он воспринимал комплексно, понимая ее как целое, отдельные части которой находятся в постоянном взаимодействии с объектом анализа, и которая сама находится в постоянном развитии.

Уже первые крупные научные работы Докучаева: об осушении болот – заказной доклад (1875), о предполагаемом обмелении рек (1877), об оврагах (1877) – свидетельствуют о его зрелости как ученого. Для этих работ характерны четкость, ясность и свобода выражения мысли, логичность и последовательность в изложении материала.

Критически разбирая материалы по осушению болот Полесья, он показал, что в этих природных образованиях наблюдаются последовательные стадии в их развитии и дал новое представление о болотах как изменяющихся во времени самостоятельных природных образований, что естественным образом влияет на методы их осушения.

Проблема обмеления рек привлекала и возбуждала большое внимание общественности. В то время она имела для России, по словам В.В. Докучаева, “высокий научный интерес и всеобщее практическое значение”. Прежде всего, Докучаев вскрывает причины, почему “до сих пор могут существовать и в обществе, и в литературе с одинаковым правом на внимание диаметрально противоположные взгляды на интересующий нас вопрос”. Это, по его мнению, “неверная постановка вопроса, неточное понимание самого явления – обмеления рек – неразграничение его составных частей”.

Исследуя проблему предполагаемого обмеления рек, Докучаев, очевидно, не без влияния работ Ляйэля уловил главное – закономерное в по-следовательном изменении речных долин во времени практически на всех обследованных им реках, генезис процесса по современным результатам его проявления в рельефе местности. Он выстроил четкую закономерность в развитии речных долин в любых условиях.

В статье “Овраги и их значение” уже видна его четкая программная установка к изучению природы. Она состоит в анализе цепочки: сущность явления; причины, его вызывающие; естественное место среди других явлений природы; деятельность (действие); стадии развития во времени. С тех пор природные комплексы он изучал как естественные явления в их изменении во времени.

Мы видим, что каждая из его последующих работ – это очередная ступенька творческого научного процесса. За семилетний период Докучаев исследовал четвертичные отложения по долинам многих рек Русской равнины, генезис оврагов Средней и Юго-Западной России. Завершился этот период крупной научной публикацией “Способы образования речных долин Европейской России” (1878), за которую ему присвоили степень магистра минералогии и геологии и за которую его позже назвали “русским Ляйэлем”.

Второй этап – утверждение творческого подхода. Трудно представить, как бы сложилась судьба Докучаева, если бы не приглашение в 1875 г. известного статистика В.И. Чаславского принять участие в работе по составлению почвенной карты России. Карта была в основном готова, и ему поручалось “составить нормальную почвенную классификацию и описать русский чернозем”.

Особенность тематического картографического произведения состоит в том, что это не простая сводка информации об объекте, а синтез, обобщение всех накопленных знаний о нем на период создания карты. Поэтому почвенная карта была своего рода синтетическим слепком науки о почве того времени. А как сразу установил Докучаев, науки о почвах просто не существовало. Более того, оказалось, что и объекта картографирования в строго научном понимании тоже не было: “... как в литературе, так и в жизни под рассматриваемым нами телом всякий разумел то, что хотел”.

Перед ним встала сложнейшая проблема: синтез высшего порядка – почвенная карта – невозможен без синтеза второго порядка – классификации почв, а она, в свою очередь, невозможна без научного описания почв, а, следовательно, без подробного полевого обследования почв и почвенного покрова. И начинать эти исследования нужно с русского Черноземья.

В 1876 г. ВЭО России создало специальную комиссию для разработки программы исследований русского чернозема. Изучение черноземов было поручено В.В. Докучаеву. Так счастливо для науки переплелись два этапа его исследований.

Именно в недрах ВЭО зародилось учение почве. На основе анализа материалов почвенных исследований и собственных работ у него сформировалось представление о тесной связи характера и свойств почв с условиями почвообразования: грунтовыми, климатическими, растительными, рельефными и временными (продолжительность периода образования почвы). Изучение этих связей “укажет причинность существования тех или иных почв в тех или иных местах; предрешит вопрос, какие почвы мыслимы в различных странах – цель вполне достойная самого упорного труда”. Спустя год он издал свой фундаментальный труд “Картография русских почв”, в котором на основании собственной методологии исследования природных явлений систематизировал материалы по изучению состава, свойств, происхождения и географии почв Европейской части России; определил пути развития почвенной картографии, обозначив тем самым основные вехи развития новой науки.

Третий этап научных поисков, продолжавшийся 7 лет, мы вправе назвать “Открытием науки”. Начался он в 1876 г. с выступления на заседании первого отделения ВЭО по докладу А.В. Советова “О черноземе” и со статьи “Итоги о русском черноземе” (1877). А итоги, надо признать, были неутешительными: 1) существовало четыре гипотезы о происхождении чернозема, 2) под рассматриваемым телом как в литературе, так и в жизни, “всякий разумел, что хотел”, 3) чтобы разобраться в этом лабиринте “сомнительных фактов, явных противоречий и неточностей, чтобы отделить негодное от полезного, и на основании этого создать новую почвенную карту черноземной полосы России.

Его статья заканчивалась программой исследования русского чернозема, осуществить которую ВЭО ему и поручило.

Докучаев открыл человечеству совершенную природную систему – почву с характерным погоризонтным профилем и закономерной структурой почвенного покрова, которые сформировались энергией внутреннего развития, по законам, свойственным собственно этой природной системе как результату действия совокупности определенных процессов.

Завершился третий период в 1883 г. защитой в Санкт-Петербургском университете докторской диссертации, представленной в форме монографии “Русский чернозем”, что по своей сути стало публичной защитой новой науки – генетического почвоведения.

Четвертый – нижегородский – этап исследований, научная школа.

В Докучаеве раскрылись новые качества творческой Личности. Они проявились в процессе решения, казалось бы, простой проблемы губернского масштаба.

В 1882 г. Нижегородская земская управа, члены которой осознали значение почвенных исследований для оценки земель, предложили выполнить работы по губернии.

Даже при современном состоянии науки выполнить поставленную управой задачу было бы непросто. В решении этой проблемы наиболее ярко проявилась гениальность Докучаева. Во-первых, он для себя поднял статус регионального исследования до государственного: выйдя за пределы частной задачи – от оценки почв относительно небольшой территории до нахождения общего алгоритма решения проблемы оценки земель вообще. Во-вторых, он поставил задачу наиболее оптимального ее решения с позиции, как бы теперь выразились, системного анализа отношений в природе.

Первые три этапа были исследованиями ученого-одиночки, хотя задачи, которые ему приходилось решать, были под силу доброму коллективу.

В нижегородский период В.В. Докучаев привлек молодых помощников: кандидатов Петербургского университета П.А. Земятченского, Н.М. Сибирцева. А.Р. Ферхмина, В.П. Амалицкого, Ф.Ю. Левинсона-Лессинга, П.Ф. Баранова, Н.Н. Бурмачевского.

Вначале это был просто рабочий коллектив без серьезной специальной подготовки, сформированный из острой потребности проведения научных исследований. Он должен был стать группой единомышленников, прежде чем превратился в научную школу. Докучаева в этот период можно было бы сравнить с опытным дирижером симфонического оркестра, где каждый исполнитель знает свою партию, но является солистом.

Благодаря тесному творческому сотрудничеству с четко поставленной задачей здесь сформировалась сильная научная школа естествоиспытателей. Докучаев, художник в душе, набрасывал крупными мазками как контуры почвенных ареалов, так и крупнейшие научные идеи, сообразуясь с собственной интуицией, базирующейся на открытом им законе функциональных связей между всеми элементами природы.

В результате нижегородских исследований был разработан метод оценки земель, получивший большое распространение в России. Доказано, что в основу оценки земель может быть положен единственный объективный критерий – естественное плодородие почв, предложен метод ее изучения; сделан критический анализ истории оценочных работ в России; проведены фундаментальные исследования почв и геологии всей губернии, составлены почвенные и геологические карты; установлена корреляция между различными свойствами почв; разработаны принципы и структура первой научной классификации почв России; последовательно изложены основы генетического почвоведения; разработаны базовые элементы почвенной картографии.

Поразительно, что последние пункты стали побочным продуктом нижегородских работ, принесшие Докучаеву и его школе широкую известность и глубокое уважение не только ученых-специалистов, но и земских деятелей.

На VIII съезде естествоиспытателей и врачей в 1890 г., где было заслушано много почвенных сообщений, докучаевская школа получила полное признание.

Окончательное оформление научной школы можно отнести к периоду 1892 – 1898 гг., когда по поручению Министерства государственных имуществ “Особой экспедицией” изучались причины неблагоприятных условий земледелия в степях и разрабатывались мероприятия для борьбы с этими условиями. В число своих помощников Докучаев дополнительно привлек А.Н. Краснова, А.С. Георгиевского, П.В. Отоцкого, Н.П. Адамова, К.Д. Глинку, В.И. Вернадского, Г.Н. Высоцкого, С.К. Богушевского, В.К. Агафонова, Г.И. Танфильева.

Докучаевская научная школа имела характерные особенности. Во-первых, это был союз единомышленников, сплотившихся вокруг одной цели, основываясь на идеях своего учителя, наставника, лидера. Руководитель выражал глубокую благодарность своим помощникам за горячую любовь к делу и общественным интересам.

Во-вторых, она объединила разных специалистов; геологов, почвоведов, ботаников, лесоводов, статистиков, гидрологов, метеорологов, то есть ее отличала широкая комплексность, так необходимая для целостного познания природы.

В-третьих, молодые соратники известного ученого оказались способны не только воспринять методологию и методы почвоведения, но и развить их в области собственных научных интересов (Левинсон-Лессинг – геология, Земятченский – грунтоведение, Краснов и Танфильев – ботаника, Глинка – почвоведение, Вернадский – учение о биосфере, Адамов – физика почв, Высоцкий и Отоцкий – гидрология).

В-четвертых, школа не умещалась в рамках одной специальности и одного учреждения, и в этом заключаются ее достоинство и большой научный потенциал.

После окончания работ по нижегородской экспедиции ученики Докучаева в таком составе больше не работали вместе. Однако, образно говоря, брошенные в почву заботливой рукой учителя семена знания не могли не прорасти.

И это понятно: дело в том, что на глазах современников шел процесс рождения новой естественнонаучной методологии, по существу, происходила революционная перестройка всей существовавшей в то время парадигмы естествознания на примере зарождения и развития новой ее ветви – почвоведения, в которой переплелись все формы движения материи.

Пятый этап – проторенным путем. Полтавские исследования принесли удовлетворение от полезности своих работ для Отечества. В этот период Докучаев четко сформулировал задачи подготовки специалистов-почвоведов и создал цельную систему сельскохозяйственного образования. В эти годы Докучаев занимался многими вопросами, как всегда, с полной отдачей внедряя свою главную мысль о государственном значении исследования почв как главного богатства России.

Шестой этап – “проблема на всю жизнь”. Начало 1890-х гг. для Докучаева оказалось исключительно напряженным. Вот расписание одного лета Докучаева: “Мое время распределяется так: с 20 мая по 1 июня в Саратовской губ. у Нарышкина; весь июнь в Полтавской губ.; с 1 по 25 июля в Воронежской губ. у Шувалова; с 25 июля по 25 августа в Полтавской губ.”. Одновременно проводились разносторонние исследования почв Полтавской губернии, экспедиция Лесного департамента и исследование природы Санкт-Петербурга и его окрестностей. Если первые две работы проводились по заказу Полтавского земства и Лесного департамента России, то последняя была сугубо личной инициативой ученого. Это была давно вынашиваемая идея Докучаева.

Седьмой этап. Докучаев в своей книге “Наши степи прежде и теперь” (1892) впервые в мире дал системный анализ экологического кризиса природной зоны в целом.

Докучаев разработал первую научно обоснованную модель устойчивого землепользования в степной зоне, которая была реализована в конце прошлого века в Каменной степи Воронежской области. Его отношение к почве степей находит последователей и в наше время.

Модель устойчивого землепользования включала: регулирование стока больших и малых рек; регулирование стока оврагов и балок; регулирование водного хозяйства в открытых степях, на водораздельных пространствах; определение оптимальных соотношений площади пашни, лугов, леса и воды в соответствии с местными климатическими и почвенными условиями и с характером господствующей сельскохозяйственной культурой (культурой земледелия); определение влагосберегающих приемов обработки почв. Приспособление сортов культурных растений к местным как почвенным, так и климатическим условиям.

Разработанная Докучаевым система устойчивого землепользования в Каменной степи эффективно действует вот уже 100 лет. К сожалению, это практически единственный пример столь длительного эффективного землепользования.

Восьмой этап исследований. Законы – вершина творческого синтеза знаний, накопленных самим Докучаевым, его учениками, соратниками и предшественниками в разных областях естествознания. Из разрозненных научных исследований он сформулировал основные положения науки, придавая им статус законов. В совокупности они образовали совершенную систему – целый свод естественнонаучных законов, без хотя бы краткого рассмотрения которых нельзя составить полного представления о творческой личности великого исследователя природы России.

Научное творчество – это особый вид деятельности, предполагающий обязательное глубокое критическое осмысление творческого наследия предшественников. Для Докучаева это в первую очередь величайшие приобретения человеческого знания (Лавуазье, Ляйэля, Дарвина, Гельмгольца, Кювье, Гумбольдта, Вальтера и др.), с одной стороны, “перевернувшие наше мировоззрение на огороду вверх дном”, а с другой – “имеющие важный и существенный недочет”.

Докучаев открывает новое собственное поле научного творчества – область взаимодействия живой и неживой материи, новую форму движения материи – почвообразование, пограничную территорию естественных наук.

Мессианская роль Докучаева в науке состояла в синтезе естественно-научных знаний, открытии новых законов природы и в обучении, “как читал: тайную книгу природы” для своей же пользы.

Его творческий портрет будет незавершенным, если не коснуться другой области деятельности: общественной, научно-организационной, административной, просветительской и педагогической, которая шла параллельно с его научной работой, но была тесно с ней связана.

Это была работа по реформированию Ново-Александрийского института сельского и лесного хозяйства, куда он был направлен по приказу императора; работа по проекту устройства государственного почвенного института, по реорганизации высшего сельскохозяйственного образования, организации губернских естественнонаучных музеев и международных выставок, созданию почвенного комитета ВЭО, организации и проведения публичных курсов по сельскому хозяйству, чтению лекций в университете.

При очевидной разноплановости этих родов деятельности у Докучаева они все встраиваются в качестве элементов в одну хорошо структурированную систему. Узловыми звеньями этой системы стали: а) производство научного знания; б) практическое внедрение полученного научного продукта в сельское хозяйство.

Для повышения общего уровня образования народа как одного из необходимых условий роста земледелия он предпринял значительные усилия, чтобы “свести все имеющееся научное богатство в одно органически связанное целое и изложить наивозможно популярным языком”. Он назвал это емким словом “родиноведение”. По его инициативе и под руководством были созданы Нижегородский и Полтавский краеведческие музеи.

В.В. Докучаев разработал и читал цикл научно-популярных лекций “Основа человеческой жизни и культуры”, сумев привлечь для этого ведущих ученых Санкт-Петербурга. “Правда, дорогой друг, – обращается он к А.А. Измаильскому, – я потерял ровно полгода – с утра до ночи и с ночи до утра – для этой затеи, но, тем не менее, не жалею. Авось зерно упадет на добрую ниву”.

Спустя 100 лет творческое наследие В.В. Докучаева воспринимается как современное. Системное мышление окончательно завоевало прочные позиции в умах ученых, а это раскрывает возможности углубления в любую научную проблему. Учиться видеть взаимосвязь в различных явлениях и научиться выявлять неизменность в них, то есть понять структуру системы, которая создается каким-либо процессом, – это, наверное, и есть начало приобщения к научному творчеству.

Б.Ф. Апарин, Санкт-Петербургский государственный университет, Центральный музей почвоведения им. В.В Докучаева - soilmuseum@bk.ru

Литература

1. Докучаев В.В. Сочинения. Т. I–VIII. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949–1951.

Источник - История наук о Земле. Коллективная монография. Вып. 6 / Под ред. В.А. Снытко, В.А. Ши­ роковой, ред-сост. В.М. Савенкова, Н.А. Озерова. М.: ООО “Акколитъ”, 2017. 348 с.

16.09.2018