Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

КОЛОВРАТ - РУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Земля прекрасная, любовница Богов,

Для каждого из них меняешь ты наряды

Лишь пробудят тебя весной Дажбога взгляды,

Ты сбрасываешь свой белеющий покров

И ризой в зелени пестреющих цветов

Пленяешь божий взор. Веленьям властным Лады

Покорная, любви вкушаешь все отрады

С небесным юношей. Но вот из облаков

Златобородый царь свой лик покажет смелый

И страсти молнией нежданно опалит,

И для Перуна ты приемлешь новый вид -

Убранства желтые, как нивы колос спелый.

А там зима идет, и стан твой вновь обвит

Для князя сумрака одеждой снежно-белой.

/Александр Кондратьев/

В давние, давние времена, когда не было ни телевизоров, ни радио, ни книжек с картинками, ни общеобразовательных школ с институтами и академиями наук, топонимика, праздники и народный фольклор были главными хранителями мировоззренческих знаний. Основой основ при этом для наших предков (гиперборейско-арийского мира) являлся годовой цикл праздников.

В настоящее время мы привыкли к недельному и месячному ритму календаря, и мало кто сейчас сможет обьяснить почему месяцы с января по июнь носят имена римских богов, июль и август имена римских императоров, а месяцы с сентября по декабрь переводятся с латыни как номера от седьмого по десятый.

Все это, в том числе и летоисчисление от сотворения мира, пришло на Русь при крещении в 988 году и долгое время существовало лишь в церковной и околоцерковной среде. При этом необходимо отметить, что христианство на Руси хотя и было принято из Византии, но не совсем в том виде что действовало там. И новый год при этом начинался 1 марта, а не 1 сентября. Все это обеспечило Руси определенную идеологическую независимость. Были попытки ввести и собственные названия месяцев. Наиболее известные из них: январь - просинец, февраль - снежень, март - березозоль, апрель - цветень, май - травень, июнь - червень, июль - липень, август - серпень, сентябрь - вересень, октябрь - жовтень, ноябрь - листопад, декабрь - грудень. Но они так и не прижились.

В дальнейшем во времена Симеона Гордого в 1343 году был сделан первый шаг к переносу нового года на 1 сентября. Это совпало с усилением великокняжеской власти по Византийскому подобию. Именно начиная с Симеона Гордого Великие князья стали именоваться Государями всея Руси. Но лишь в 1492 году, после утверждения Московским церковным собором, перенос нового года на 1 сентября был окончательно утвержден. Этому предшествовала женитьба Ивана III на наследнице византийских императоров Софье Палеолог. Начиная с Ивана III московские государи стали называться царями, да ещё и с европейским признанием титула. В наше время напоминанием о начале года с 1 сентября служит начало учебного года.

Следующий шаг календарных изменений произвел Петр I. Произошёл перенос нового года на 1 января и переход от летоисчисления от сотворения мира на эру от рождества Христова (разница в 5008 лет). Это было результатом посольства Петра в Европу, а также развития науки и образования, в результате которых само понятие "сотворения мира" с конкретной датой стало уже анахронизмом.

Использование в календарной системе привнесенных извне месячного и недельного деления, неоднократное изменение начала года внесло много путаницы в изначальный смысл древних русских праздников и их символов, скрыло от глаз наш родной календарь - Коловрат. Хотя всё это время он существовал в народе параллельно официальному, постоянно напоминая о себе.

Но бежит, бежит времечко, на смену ночи с тьмой приходит утро, на смену зимы торопится весна, так и на смену забвению приходит пробуждение. Пришло время напомнить о себе явно и нашему родному календарю - Коловрату.

Исследования в данной области позволяют сделать однозначный вывод, что древний календарь наших предков солнечно-хозяйственный или даже более конкретно солнечно-земледельческий. Солнечная составляющая определяется примерно, хозяйственная вообще устанавливается во многом погодными условиями. С одной стороны, такой календарь можно считать не очень точным, но, с другой стороны, он избавлен от вычислительных ошибок, с которыми постоянно сталкивались сочинители календарей различных народов. Фазы Луны какого-то отражения в календаре не нашли. Обычно они появляются в связи с введением линейного исчисления времени, а мировоззрение наших предков было в основе своей циклическим. Из года в год повторялось увядание и возрождение природы. И жизнь людей воспринималась аналогично с постепенным старением и возрождением в потомках. Не было никакой необходимости в линейном исчислении лет, появление которого всегда связано с многими вытекающими смысловыми ловушками - о начале и конце времён.

На самом деле можно выделить не один календарь, а два или даже три. На бытовом (приземлённом) уровне широко известен календарь с началом года на весеннее равноденствие и делением года на четыре периода. Исторически с введением месяцев установление начало года на 1 марта связано именно с наследием этой календарной схемы. При всей своей простоте и распространённости календарь этот не покрывает многих важнейших элементов традиции и фольклора, имеет очень примитивную общесмысловую составляющую, поэтому здесь рассматриваться не будет. Стоит лишь отметить, что данная календарная схема вносит много путаницы, так как элементы смысла из более развитого календаря зачастую могут оказаться вставлены в данную примитивную конструкцию.

Другой календарь-четверка имеет начало года на зимний солнцеворот. Весь год делится на четыре периода: зиму, весну, лето и осень. Зима начинается с зимнего солнцеворота, весна с весеннего равноденствия, лето с летнего солнцеворота, осень с осеннего равноденствия. Как с астрономической точки зрения, так и общесмысловой, такой календарь более совершенен, малоизвестен же он в основном потому, что является лишь упрощенной схемой более развитого календаря-восьмёрки. Календари-четверки хорошо известны в традиции по символике свастики, активно использовавшейся веками в народном творчестве.

Наиболее же полным и развитым во всех отношениях является календарь Коловрат - с делением года на восемь календарных периодов и началом года на зимний солнцеворот. Этот календарь не только имеет астрономическое обоснование, но и тесную увязку с высшими смыслами бытия, он наиболее полно отражает весь спектр фольклора и традиции. Восемь календарных периодов этого календаря разделенны солнечными праздниками. Перечислим их, начиная с зимнего солнцеворота: зима (студеница, суденица, белые святки), масленица, радуница, красная горка, лето (молодое лето), спожинки (бабье лето, старое лето), покров, кузьминки (осень). Если о названиях каких-то периодов (масленица, радуница, красная горка, покров) можно говорить вполне определенно, то названия остальных ещё требуют своего уточнения.

Календарь теснейшим образом связан с пантеоном богов. Вот как точно А.Н. Афанасьев передает эту связь: "Поэтому времена года представлялись нашим предкам не отвлеченными понятиями, но живыми воплощениями стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с небесных высот на землю и устрояют на ней своё владычество". Каждому из восьми календарных периодов Коловрата покровительствует один из богов и одна из богинь.

Сам же Коловрат состоит как бы из двух наложенных друг на друга кругов. Небесное колесо Богов - Сварга, как символ мужского начала, делит год на восемь равных частей. Женское начало вносит свой ритм календарных изменений, нашедший отражение в делении года кругом Богинь - Корогодом, который вносит в каждый из восьми солнечных периодов ещё и приземлённый (житейский, хозяйственный) праздник. Если солнечные праздники Сварги однозначно привязаны к фазам равноденствий и солнцеворотов, то житейские (хозяйствееные) праздники обусловлены в основном выполняемыми работами, зачастую сильно зависят от погодных условий. Здесь при описании календаря для определенности праздникам внутри солнечных октетов установлены конкретные даты, но нужно понимать, что это всего лишь условность, допустимая в наши дни, когда сакральный смысл таких праздников во многом утрачен в силу изменившихся условий жизни. Существенное влияние на календарь оказывают также местные традиции.

Коловрат это не только календарь, но еще и символический круг жизни человека, Сварга для мужчин, а Корогод для женщин. А учитывая также и сферы ответственности богов и богинь в жизни людей, календарь представляет собой ещё и особую систему мировоззренческих координат. Согласно Коловрату жизнь человека начинается с зимы, с её чистотой и холодами, когда ребёнок требует внешнего тепла и заботы. Затем наступает пробуждение сознания, юность с её расцветом, заверщающаяся свадьбой - летним солнцеворотом. На смену приходит зрелость, появляются дети, всё как в природе. И завершается жизненный круг старостью - осенью, в кругу семьи, с результатами урожая и домашними хлопотами, с передачей эстафеты внукам. А затем круг повторяется. При этом хорошо видно смысловое отличие от примитивного календаря-четверки с началом года на весеннее равноденствие, в нём год заканчивается зимой, отсюда и тупиковость такого календаря.

Необходимо сказать несколько слов и о способе определения дней равноденствий и солнцестояний. Осуществлялось это на основе многолетних наблюдений соотношения длительности дня и ночи с точкой восхода солнца на горизонте, которая закреплялась на каком-то устойчивом обьекте, например, такой указатель имеется на Конь камне.

В последующих 16 статьях, описывающих годовой круг праздников, сделана попытка дать путеводный компас в безбрежный сказочный мир родной культуры и истории, знание и понимание которого может служить надежным тылом для ориентации в будущем. Статьи написаны так, что каждую из них можно читать отдельно, а Коловрат с любого места.

В заключительной части каждой статьи о конкретном празднике и соответствующих ему богах и богинях дается некоторый авторский взгляд в рамках языческой традиции на современную действительность, о покровительстве тех или иных богов и богинь над определенными сферами деятельности и о возможных путях развития традиции.