Носков Юрий

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АВТОРСКИЕ РАБОТЫ В РАМКАХ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 2.5. ХОЗЯЙСТВОКОСМИЗМ

2.5.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАТУРАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.5.1.3. ПОЛИТЭКОНОМИЯ

2.5.1.3.1. ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ

Представление истории человеческого общества как последовательной смены форм его самоорганизации в процессе хозяйственной деятельности получило в науке название формационного метода (метода смены формаций). В качестве полного синонима термина "формация" при этом используется слово "строй".

Европейскими учёными в 17 - 19 веках было сформулировано понятие общественных классов, то есть больших групп людей, различающихся по их месту и роли в общественном производстве, по их отношению к средствам производства, а, следовательно по той доли общественного богатства, которую они получают. Французские историки Франсуа Гизо и Огюстен Тьери показали противоположность классовых интересов и неизбежность их столкновения. Английские политэкономы Адам Смит и Давид Рикардо раскрыли внутреннее строение классов. Это послужило основой формационной периодизации истории на классовой основе. В дальнейшем эту концепцию развил и упорядочил Карл Маркс в рамках исторического материализма, где было введено понятие общественных экономических формаций. Методологической основой теории служила диалектика и классовый подход в виде противоречия общественных сил и общественных отношений. Было выделено пять формаций: первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй, на смену которому предполагался приход коммунистического строя. Отдавая должное предложенной методологии анализа истории, нельзя не отметить и её главный недостаток - ориентацию не сколько на исторический анализ, сколько на обоснование планируемых изменений общественного устройства, отказа от института государств. Практика показала несостоятельность теоретических выводов и такого подхода в целом.

В информационном пространстве также можно встретить словосочетание "общественно-политические формации", где вместо экономической составляющей вроде как предлагается политическая. Но никакой теории, обосновывающей такой подход, и тем более периодизации истории здесь не было предложено. Этот подход, рассматривающий конкретные типы общественного устройства, а не стройную историческую последовательность трансформации структуры общества, в целом укладывается в рамки понятия политэкономических моделей, которым будет уделено внимание в дальнейшем.

Методология русского космизма, основой которого служит общесистемный подход, позволяет существенно усовершенствовать теорию исторических формаций, оставаясь в рамках исторического материализма. При этом была использована иная основа для классификации - соотношение основополагающих принципов экономической организации хозяйства и концептуальной схемы (формулы) построения власти, как реализуемой на практике возможности управлять общественными процессами. Чтобы не возникало путаницы, формации (строи) здесь были названы политэкономическими.

Определяющим фактором каждой формации будет базовый экономический элемент, который, с одной стороны, служит основой власти, а с другой стороны через него реализуется само управление, то есть осуществляются властные функции. Примерами такого элемента может служить феод (земля) при феодализме, капитал при капитализме. При смене формаций базовый элемент предыдущего строя не исчезает совсем, он лишь теряет главную роль, продолжая использоваться как второстепенный. Нужно также понимать, что смена формаций процесс медленный и для подавляющего большинства народа практически незаметный.

В теории формаций Маркса производственные отношения, то есть отношения между людьми в процессе производства, были в фокусе внимания, власть рассматривалась лишь как надстройка над ними. Здесь же основное внимание уделим распределению материальных и нематериальных возможностей, в результате чего и реализуются властные функции. Такой подход позволяет увидеть явления ранее ускользавшие из рассмотрения. Например, реальная власть может выйти из управления реальной экономикой (начать барствовать), что через какое-то время неминуемо приведёт к потере власти либо в результате внутреннего переворота, либо внешней экспансии.

В методологии общественных экономических формаций в качестве единственного движителя истории была классовая борьба. Предлагаемый же подход предусматривает учёт многих факторов. Важное значение будут иметь и смена технологических укладов, и изменение природных условий, и развитие представлений об окружающем мире, оформленные в идейные (религиозные) формы, и классовое борьба, и многое другое.

Переход от одной формации к другой кто-то может считать прогрессом, а кто-то наоборот. Однозначно можно констатировать лишь общий рост возможностей людей, причём каждая новая формация лишь ускоряет этот процесс.