|
Юрий Носков
РУССКИЙ КОСМИЗМ
ЧАСТЬ 1. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА
ГЛАВА 1.5. ХОЗЯЙСТВОКОСМИЗМ
1.5.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
И был глубокой эконом,То есть, умел судить о том,Как государство богатеет,И чем живет, и почемуНе нужно золота ему,Когда простой продукт имеет./А.С. Пушкин/
Слово "экономика" означает искусство ведения хозяйства. Таким образом русским аналогом может быть слово "хозяйствоводство", а с учётом более широких понятий "макроэкономика" и "политэкономия" можно предложить более ёмкое понятие - "хозяйствокосмизм". И понимать под этим термином не просто ведение хозяйства как получится, а именно гармоничную и сбалансированную экономическую как теоретическую, так и практическую деятельность. Русские за многовековую свою историю смогли освоить огромные территории, создать самое большое по территории государство мира, вобрать в себя, не уничтожив, большое число племён и народов. Всё это в весьма неблагоприятных природных условиях и зачастую весьма недружественном окружении. Бесспорно, что это мог сделать лишь весьма трудолюбивый и способный народ. Как-то так сложилось, что экономическую науку в России на всём протяжении истории не очень-то жаловали. Всё больше полагаясь на личную преданность и деловые качества руководителей, а также безвыходность положения и природную сметливость народа. Тем не менее есть представители русской экономической мысли, имена которых должны помнить потомки. Среди них есть мыслители и практики, которых по праву можно отнести к представителям русского хозяйствокосмизма. Если попытаться выделить в русском хозяйствокосмизме понятную широкому кругу читателей основу, то ей явно может быть природный хозяйственный здравый смысл. Отсюда берёт своё начало и способность учиться у самой природы, вплетая свою деятельность в местный природный круговорот. Важной особенностью является и оптимистическая устремленность в будущее, активная творческая проектная направленность, а также рассмотрение текущих процессов и решений в неразрывной связи как с прошлым опытом, так и прогнозированием на ближнюю и дальнюю перспективу. Первостепенное значение при этом отводится образованию народа, именно об этом вдохновенные строки Александра Сергеевича Пушкина: Когда благому просвещеньюОтдвинем более границ…Шоссе Россию здесь и тут,Соединив, пересекут.Мосты чугунные чрез водыШагнут широкою дугой,Раздвинем горы, под водойПророем дерзостные своды…
Ставшая сейчас широко известной формула сбережения народа, как основа экономического развития, также родилась в рамках обозначенного мировоззрения и берёт своё начало с трудов М.В. Ломоносова. Общая структурная систематика хозяйствокосмизма вытекает из глубинной экономической основы народа – русской территориальной общины, как основы живого общества. А она в свою очередь обусловлена местными природными условиями, огромными пространствами, суровыми и продолжительными зимами и так далее. Территориальную общину дополняет ещё один характерный способ русского хозяйствования – артель, широко распространённая ранее при временных работах, а также в отхожем промысле. Как и русскому космизму в целом хозяйствокосмизму также свойственна широта взглядов на прочной научной основе, способность соизмерять свою деятельность как с высшими смыслами, так и нуждами народа в целом. Здесь наука и развитие технологий на её основе видится главным источником роста благосостояния, причём в отличие от коммунистического технократического подхода достигается это в рамках родной культуры, традиций и обычаев. Бесспорно, что этому направлению мысли требуется и дальнейшее развитие как на уровне методологии, так и практики, оставаясь при этом в рамках общей мировоззренческой и духовно-нравственной концепции русского космизма. Здесь открывается огромное поле возможностей для многих талантов.
| |||||||||