Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 1. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 1.5. ХОЗЯЙСТВОКОСМИЗМ

1.5.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

И был глубокой эконом,

То есть, умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

/А.С. Пушкин/

Слово "экономика" означает искусство ведения хозяйства. Таким образом русским аналогом может быть слово "хозяйствоводство", а с учётом более широких понятий "макроэкономика" и "политэкономия" можно предложить более ёмкое понятие - "хозяйствокосмизм". И понимать под этим термином не просто ведение хозяйства как получится, а именно гармоничную и сбалансированную экономическую как теоретическую, так и практическую деятельность.

Русские за многовековую свою историю смогли освоить огромные территории, создать самое большое по территории государство мира, вобрать в себя, не уничтожив, большое число племён и народов. Всё это в весьма неблагоприятных природных условиях и зачастую весьма недружественном окружении. Бесспорно, что это мог сделать лишь весьма трудолюбивый и способный народ.

Как-то так сложилось, что экономическую науку в России на всём протяжении истории не очень-то жаловали. Всё больше полагаясь на личную преданность и деловые качества руководителей, а также безвыходность положения и природную сметливость народа. Тем не менее есть представители русской экономической мысли, имена которых должны помнить потомки. Среди них есть мыслители и практики, которых по праву можно отнести к представителям русского хозяйствокосмизма.

Если попытаться выделить в русском хозяйствокосмизме понятную широкому кругу читателей основу, то ей явно может быть природный хозяйственный здравый смысл. Отсюда берёт своё начало и способность учиться у самой природы, вплетая свою деятельность в местный природный круговорот.

Важной особенностью является и оптимистическая устремленность в будущее, активная творческая проектная направленность, а также рассмотрение текущих процессов и решений в неразрывной связи как с прошлым опытом, так и прогнозированием на ближнюю и дальнюю перспективу. Первостепенное значение при этом отводится образованию народа, именно об этом вдохновенные строки Александра Сергеевича Пушкина:

Когда благому просвещенью

Отдвинем более границ…

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды…

Ставшая сейчас широко известной формула сбережения народа, как основа экономического развития, также родилась в рамках обозначенного мировоззрения и берёт своё начало с трудов М.В. Ломоносова.

Общая структурная систематика хозяйствокосмизма вытекает из глубинной экономической основы народа – русской территориальной общины, как основы живого общества. А она в свою очередь обусловлена местными природными условиями, огромными пространствами, суровыми и продолжительными зимами и так далее. Территориальную общину дополняет ещё один характерный способ русского хозяйствования – артель, широко распространённая ранее при временных работах, а также в отхожем промысле.

Как и русскому космизму в целом хозяйствокосмизму также свойственна широта взглядов на прочной научной основе, способность соизмерять свою деятельность как с высшими смыслами, так и нуждами народа в целом. Здесь наука и развитие технологий на её основе видится главным источником роста благосостояния, причём в отличие от коммунистического технократического подхода достигается это в рамках родной культуры, традиций и обычаев.

Бесспорно, что этому направлению мысли требуется и дальнейшее развитие как на уровне методологии, так и практики, оставаясь при этом в рамках общей мировоззренческой и духовно-нравственной концепции русского космизма. Здесь открывается огромное поле возможностей для многих талантов.