Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 1. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 1.1 ОСНОВЫ РУССКОГО КОСМИЗМА

1.1.2. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО КОСМИЗМА

Русский космизм представлен целой плеядой выдающихся личностей.

Всё началось с Михаила Васильевича Ломоносова. Он стал как бы посланцем легендарной Гипербореи с её сполохами северного сияния, путеводным Колом (Полярной звездой) и Лосем (Большой Медведицей), отсчитывающим время. Это он открыл бездну полную звезд русского мира, создав форму печатного слова, пригодного для большой литературы и высокой философии. Михаилу Васильевичу были присущи и важнейшие свойства русского космизма - здравомыслие и максимальная широта научных интересов.

Само появление понятия русского космизма связывают с именем Николая Фёдоровича Фёдорова (1828 - 1903). Именно ему как философу в нашей культуре удалось преодолеть религиозный дуализм, заменив бога на космос. Он также отводил человеку активная роль в преображении окружающей действительности на научной основе. Всё это определило одну из базовых основ русского космизма - монизм. Именно Фёдоров впервые заявил о том, что перед людьми лежит путь к освоению всего космического пространства как стратегического пути развития человечества. Он обращает внимание, что только такая безбрежная область способна привлечь к себе всю духовную энергию, все силы человечества, которые растрачиваются на взаимные трения или расходуются по пустякам. Фёдоров не создал полного целостного учения, но он нащупал и указал возможный стратегический путь.

Эстафету у Фёдорова подхватили другие.

Среди многих замечательных русских учёных конца 19 – начала 20 века особо можно отметить Умова Николая Алексеевича (1846 – 1915), физика, профессора Московского университета, организатора Общества по распространению технических знаний, президента Московского общества испытателей природы. Ему принадлежит ряд фундаментальных работ в области экспериментальной и теоретической физики (электродинамика, термодинамика, земной магнетизм, теория относительности, оптика). Наиболее ценна его работа о движении энергии, в которой он развил представление о плотности и скорости движения энергии.

Александр Леонидович Чижевский, которого называли русским Леонардо, он подобно Копернику, разрушил догматическое мировоззрение в его последнем укрытии - науках о человеке и жизни. Оригинальный мыслитель, объединивший историю с астрономией, основоположник космической биологии и медицины, аэроионологии, талантливый изобретатель - всё это Чижевский. Он представил образ поверхности нашей планеты как крыницу, в которую, как в зеркало, упирается Солнце своим лучезарным оком. И любое изменение его настроения немедленно отражается в тонкой пленке биосферы Земли. Суть его взглядов спрессована в образном названии его главного труда - "Земля в объятиях Солнца".

Другим выдающимся представителем русского космизма по праву можно назвать Владимира Ивановича Вернадского. Основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, автор трудов по философии естествознания, науковедению, создатель учения о биосфере и её эволюции, о мощном воздействие на окружающую среду человека и преобразование современной биосферы в ноосферу (сферу разума). Если глобальный космический взгляд Чижевского исходит от Солнца, то Вернадский глобально смотрит от Земли, рассматривает живую мыслящую материю планеты как космическое явление. Острая тревога за окружающую человека среду, потребность в правильном экологическом сознании являются неотъемлемым следствием его работ.

Практическое воплощение идей русского космизма началось с работ Константина Эдуардовича Циолковского, учёного и изобретателя в области аэро- и ракетодинамики, основоположника современной космонавтики. Он впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональный путь развития космонавтики и ракетостроения, нашёл ряд важных инженерных решений конструкции ракет. Гений Циолковского не ограничился вопросами практической инженерной мысли, своей работой "Монизм Вселенной" он заложил один из теоретических краеугольных камней в философию русского космизма.

Эстафету подхватил Сергей Павлович Королёв. Выдающийся организатор, крупный инженер и ученый, человек с широким горизонтом знаний, смелый, решительный, способный брать ответственность на себя, и вместе с тем трезво оценивающий трудности, умеющий выбрать главные направления и сочетать их с долговременной перспективой. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли и Солнца, космические корабли. Впервые в истории 4 октября 1957 года материальное тело, брошенное в небо гением русской инженерной мысли не упало обратно. Вершиной же научного, инженерого, организаторского творчества Генерального конструктора С.П. Королёва, навсегда вошедшей в историю человечества, стала практическая реализация давней мечты людей - полёт человека в космос. Если Циолковский лишь обозначил Землю как колыбель человечества, то Королёв принял роды.

И первенцем стал русский парень с широкой открытой улыбкой - Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года своей фразой "Поехали!" он открыл новую Космическую эру человечества, первым увидел нашу родную планету со стороны. Гагарин не только с честью выдержал максимальные нагрузки периода подготовки, самого полёта, но и перегрузки последующей обрушившейся славы.

В середине двадцатого века эстафету русского космизма как философского направления подхватили фантасты. И здесь особо стоит отметить Ивана Антоновича Ефремова. Талантливый учёный-палеонтолог стал известен больше как писатель. Его приключенческие произведения отличаются широтой исторических познаний, наполнены глубокими философскими смыслами. А те из них, что посвящены космической тематике, стали размышлениями о человеческих отношениях и организации общества будущего.

В конце 20 века в среде научно-технических работников поиск смыслов в русле русского космизма активизировался. Здесь в качестве характерного примера можно отметить Мартынова Анатолия Васильевича. Инженер по образованию, с максимально широкими научными познаниями, он активно занимался вопросами парапсихологии, биоэнергетики и осмысления места человека в мире. Заслуживает внимания его книга «Исповедимый путь», представляющая собой философское откровение автора. Она интересна для русского космизма не только поиском путей космического сознания для конкретного человека, но и тем, что он уже назвал многомерность стратегическим путём расширения сознания, хотя сам и так и остался на уровне широкоформатной одномерности интегральной йоги.

Список представителей рассматриваемого философского направления конечно же не ограничивается приведёнными фамилиями, здесь отмечены лишь наиболее яркие звезды.

Русский космизм возник не на пустом месте, ему предшествовала многотысячелетняя языческая культура. Естественный природный монизм, чувство необъятности мира, сопричастность жизни людей с общими законами мироздания имеют свои корни в народном мировоззрении.