|
Юрий Носков
РУССКИЙ КОСМИЗМ
ЧАСТЬ 1. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА
ГЛАВА 1.1 ОСНОВЫ РУССКОГО КОСМИЗМА
1.1.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Планета есть колыбельразума, но нельзя вечножить в колыбели./К.Э. Циолковский/
Русский космизм возник как мировоззрение, философия и практика в первую очередь в области научного осмысления и преобразования окружающего человека мира с максимально широким его охватом как в пространстве, так и во времени. В главе "Основы русского космизма" сосредоточимся на концептуальных основах и общих принципах русского космизма, обеспечивая преемственность сформулированных основоположниками подходов. Они заложили стратегические мировоззренческие основы, согласно которым Земля и человек на ней существуют не сами по себе, изолированно от Вселенной, имеется тесная связь с ближним и дальним космосом. Земля подвержена непознанным пока влияниям космических объектов и представляет собой этап развития материи, общий для всего мироздания. И даже больше того - "через нас, через разумные существа, природа достигает самосознания и самоуправления...". Так один из представителей русского космизма Н.Ф. Фёдоров определил место самого человека в нашем мире. Обобщая и систематизируя идеи и дела представителей данного направления общественной мысли, можно сформулировать ряд базовых принципов, отличающих в целом русский космизм как мировоззрение и метод. Во-первых, это монизм, то есть весь окружающий человека мир и он сам, как его часть, и все явления в нём это суть единое мировоззренческое пространство. Во-вторых, стремление рассматривать окружающий мир и человека в нём как некоторую стройную систему, имеющую смысл и значение. В-третьих, это проектизм, то есть активное участие человека в изменении окружающей действительности на основе науки. В-четвёртых, можно отметить, что космизм как философский метод требует от последователей широкого кругозора. Это русское слово очень точно передает смысл принципа целостности и сбалансированности восприятия явлений, в отличие от подхода фрагментации и специализации на узких направлениях. В-пятых, восприятие себя как неотъемлемой части единого мира, приводит к пониманию ответственности человека, его вовлечённости в общемировые процессы как природные, так и социальные. Окружающий мир это часть и продолжение самого человека. Очень точно и образно общие подходы русских космистов выразил Э.М. Скобелев: "Чтобы жить полноценно, даже нищий русский человек хочет обозревать всю планету и всю историю. Он скорее недоест и недопьет, недоспит и переработает, чем станет печься о своей шкуре как единственной ценности мироздания!" Это высказывание отражает и преемственность в космизме гиперборейской традиции, уходящей в глубь веков. Здесь также необходимо обратить внимание на одну весьма важную сторону мировоззренческой концепции космизма. Современная наука и вообще информационное пространство планеты стало единым целым. Новости, технологические находки и научные открытия практически мгновенно распространяются и становятся доступными широкому кругу пользователей. Но при этом необходимо помнить, что одни и те же факты и открытия в различных мировоззренческих и культурных системах координат имеют различную интерпретацию и оценку, как и различны словесные и символические отображения их в разных языках. И чем более близко то или иное явление или открытие к духовной составляющей людей, тем больше эта разница. То есть мировая наука это суть единое целое сегодня, но целое это не как кусочки мозаики, а как элементы картины, в которой каждый фрагмент несёт срез информации об общем изображении и только все вместе они делают это изображение максимально полным. В науке есть не только открытия и теории, но и те, кто являются хранителями и носителями всего накопленного человечеством знания. Так что нужно иметь ввиду, что различные космизмы имеют различную концептуальную и методологическую основы.
| |||||||||